Консультации / Психология и психиатрия

Дочке 1 6 года нет подражания указательного жеста

Здравствуйте ,Анна Викторовна! Доченьке 1,6 года , меня беспокоит то, что она не разговаривает, а лепечет на своем языке. Так же отсутствует указательный жест, хотя очень любит своим пальчиком все исследовать ( ковырять отверстия в игрушках ...) Если ей что-то то нужно, то тянет меня за руку и ждёт пока дам ей желаемое. Научить ее чему-то то не получается ( показываю картинки в книге - забирает книгу, листает,грызет ее, кубики и пирамидку только разбрасывает , может слаживать кубики в коробку только если я ей их буду подавать). Подражание проявляется только в том, что берет ключи и идёт к двери ( пытается открыть) или берет миску и ложку и ходит помешивает ( кушать готовит). Когда прошу за мной не повторяет ни слова ни действия. Очень любит ходить по ступенях в подъезде ( поднимается сама, а при спуске берет меня за руку). Любит животных ( у бабушки подходит к клетке с поросятами и наблюдает за ними, может совать им пальцы), трогает курочек. Пока не машет ( много раз учила и показывала, махала ее рукой...бесполезно, как будто характер проявляет). Здоровается за руку, но не всегда. По просьбе игрушку не подаст, даже, если она у нее в руке. Указания выполняет ( дай руку, ножку, пойдем спать, купаться , ням- ням ( кушать), на улицу ). Очень любит мультики разные .Когда гуляет собирает самые мелкие предметы и изучает( особенно камушки и окурки ее интересуют). Любит бегать с детьми . Очень ко мне привязана- если со мной на улице, то играть с ней никому не позволяет. Если же меня рядом нет, то совсем другой ребенок ( идёт в контакт со всеми). Подскажите, пожалуйста, что с моим ребёнком не так? Похоже ли это на аутизм или задержку развития?
Здравствуйте! Для постановки диагноз РАС необходимо, чтобы у ребенка наблюдались нарушения по двум критериям: дефицит социальной и коммуникативной сфер, а также стереотипии или манеризмы. Теперь смотрим на первый критерий: дефицит в коммуникации и в соц.сфере. Если ребенок неговорящий, он должен использовать любые другие способы, кроме речи, чтобы обращаться к вам с просьбой, отвечать на ваши вопросы, о чем-то вам "говорить". Например: ребенок может с помощью разведенных в стороны рук показать, что что-то пропало из поля зрения. Машет головой да/нет ("нет" как правило с большей частотой встречается, чем "да"). Он показывает пальцем на самолет/кошку - и затем смотрит на вас, видите ли вы это (почитайте про разделенное или совместное внимание в интернете). Также ребенок смотрит в глаза, чтобы увидеть как вы реагируете на какой-то его поступок, или на какое-то необычное событие. Кроме того, ребенок без РАС очень часто в течение дня подходит к маме с самыми разными просьбами - что-то открыть, достать, помочь в чем-то. Таких просьб в день может быть больше сотни, а то и больше 2-3х сотен. Важно, как девочка смотрит в глаза - использует ли она зрительный контакт, чтобы получить желаемое. Что касается общения с детьми - в таком возрасте дети стараются подражать сверстникам. Например, если один ребенок в песочнице начинает копать лопаткой, другой повторяет. Один попрыгал - и другой может повторить за ним. Не всегда, но в ряде случаев. Точно также и повторение за мамой - оно должно быть очень разнообразным. Касательно второго критерия - стереотипий - они бывают очень разнообразны, проявляются часто в районе 1,5 - 2 лет. Это могут быть либо какие-то специфические интересы, либо моторные движения, либо узость рациона и пр. У нормотипичных детей тоже бывают специфические интересы, но как правило они достаточно краткосрочны в таком возрасте. Если ваша дочка больше чем 2-3 месяца, например, вставляет пальцы во все отверстия, и при этом делает это каждый раз, когда видит подходящий предмет, и в целом спектр ее интересов, действий узок - тогда нужно задуматься о том, не является ли это действие стереотипным. Несмотря на то, что я отвечаю на ваши вопросы опираясь на свой клинический опыт, вы должны знать, что диагноз РАС может поставить только психиатр. Если есть вопросы - пишите!
Консультация психотерапевта на тему «Дочке 1 6 года нет подражания указательного жеста» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 26 сентября 2018
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.