Консультации / Психология и психиатрия

Аутизм или ЗРР

Ариель Аркадьевич, здравствуйте! Хочу проконсультироваться. Сыну 3,8, с августа пошел в госсад, до этого полтора года ходили в частный. Говорит плоховато по сравнению с другими детьми. Словарный запас довольно большой, знает много животных, разный транспорт, алфавит, цифры, цвета, то есть если спросить, что это, ответит правильно. Повторение не бессмысленное, то есть ответит, как говорит овца, какой звук издает трактор, показывает ту или иную букву, может посчитать, сколько игрушек, и т.д. Если мы на площадке, может спросить у кого-то - как зовут, но потом уже дальше ничего не говорит. Играет с другими детьми в простенькие игры, вроде догонялок, покрутить друг друга на карусели, но это все с моей подачи, я объясняю, что давай, вот Лиза, посмотри, сейчас будете друг друга крутить. Иногда вклинивается в игры более старших детей, приносит им мяч в волейболе. Фразы строит, но пока крайне простенькие, вроде "садись мама", "папа скоро придет", "на метро поедем". Но есть проблема с диалогами, то есть на вопрос : "Что ты сегодня делал" ответит что-то вроде "В садик ходил. Поспал." Хотя необязательно он вообще был в этот день в саду, то есть, какой-то заученный ответ. Спросишь: "Что поел" - говорит, "супчик, кашу". Но сам такие диалоги не инициирует, и отвечать может крайне неохотно. И вообще в подобные диалоги не любит вступать. Не отвечает на вопрос "Как тебя зовут", сразу возмущенным таким тоном: "Мама", мол, ну хватит уже. Или кидается на шею и говорит "Маму обниму". Сколько лет, тоже не отвечает. Говорит про себя "мальчик". Рассказала про это неврологу, сказала, мол, до 4 лет имеет право. Много, как мне кажется эхолалий. Из мультиков рассказывает целыми кусками за разных персонажей. Но не всегда разборчиво, и интонацию просто копирует. Меня это начало напрягать, просмотр мультиков с повторяющимися песенками и перечислениями предметов я отменила, смотрим сейчас только сюжетные мультики и понемногу. В целом при эхолалиях не против, если к нему подключиться, то есть за кого-то одного озвучивать, будет отвечать за другого. Или если игрушки подходящие, то есть персонажи мультяшные, может этот же диалог разыграть - как Винни пух с шариком поднимается, и Пятачок стреляет, как его достают из норы, когда он там застрял. Может, собственно, и сам персонажа изобразить, ищет нужный реквизит, например, шапочку с ушками, чтобы изобразить овцу. Одно время полюбил повторять названия насекомых, я ему в виде массажа изобразила, как и кто из них жужжит и бегает, и теперь он перед сном любит так играть - он говорит насекомое или какую-то машину, а я ему на спине изображаю, как жужжит или как тарахтит. В саду быстро выучил несколько стихов, теперь тоже рассказывает, может начать строчку, и смотреть на меня, чтобы я закончила. Глазной контакт есть, к незнакомым детям подбегает, заглядывает в глазки, флиртует со взрослыми тоже глазами. Указательный жест тоже есть, не тренировали, сам раньше года точно начал показывать на что-то интересное. После короткого осмотра у невролога поставили ЗРР, прописали энцефабол, на который ребенок среагировал очень высокой возбудимостью, а потом пассивностью, мне смотреть на это не понравилось, и я давать перестала. Сходили на днях к участковому психиатру, там тоже короткий осмотр, и сказала, что видит аутичные черты, но пока диагноз никакой поставить не может, сказала, что возможно особенность характера. Но в саду воспитательница жалуется на некоторые особенности поведения. Говорит, что плохо слушается, уходит от группы на площадке, и возвращаться обратно не торопится, приходится приводить обратно за руку. Часто играет лежа на полу. Не может пообщаться, поиграть с другими детьми, так как нет практически диалога. Во время занятий тоже не сидит с группой, правда, потом поет песни, которые учили. И опять же, даже мне не говорит, как зовут, а уж другим детям или воспитательнице - тем более. Требует внимания, когда все засыпают, будет кокетничать глазами с воспитательницей, чтобы она с ним посидела, пока он укладывается. Но сам себя чем-то продуктивным занять не может, начинает как раз валяться, грызть ногти, стеночки из песка строить. Сказала воспитательнице о том, что психиатр считает, что возможно это - особенность характера, она мне говорит, что вряд ли. Я вообще вижу иногда, что он не в контакте, и что за ним обязательно нужно следить ежесекундно. До сих пор может потянуть в рот что-нибудь неподходящее, всосаться в стакан до синяка. Одно время, года в три, ставил машины рядком. Но недолго, буквально раз десять так поиграл, потом надоело, видимо. Любит игры, где изображает, как кто-нибудь падает, может несколько раз со всего маху падать на кровать. Не умеет рисовать совсем, просто возит по листу кисточкой. Обычно только указывает, чтобы ему что-то нарисовали. Опасается звуков пылесоса, в раннем детстве плакал, сейчас просто уходит в другую комнату. Иногда бегает по кругу, например, в парке на площадке нарисовано большое солнышко, и если туда приходим, бегает вокруг. Как-то на батуте обнаружил, что в конце горки дырка, и оттуда дует воздух, он прислонил лицо, чтобы его обдувало, и довольно долго так сидел, не хотел идти дальше прыгать. В полтора года с удовольствием шел купаться в речке, потом как-то поскользнулся и получилось, что нырнул, теперь в воду дальше колена не заходит, и даже в ванной не садится. Читать не любит, закрывает книжку чаще всего, если начать именно читать, а не картинки смотреть. Скажите, это похоже на аутизм? Вообще он довольно чувствительный и эмпатичный. Пожалеет, если больно, любит целоваться и обниматься, очень аккуратен с животными. Может заплакать, если кого-то при нем ругают. Поэтому мы стараемся вести себя спокойно, без приказного тона обращаемся. С дисциплиной, конечно, плохо у нас) Я, конечно, замечаю всякие странности, но вообще связывала всегда это все именно с повышенной чувствительностью, возможно, с гиперактивностью, расторможенностью какой-то. Но воспитательница в саду, видимо, не может позволить себе столько времени уделять налаживанию контакта. Ребенка своего, я конечно, тоже понимаю - незнакомая тетя начинает общение с дисциплинарных моментов, типа взял глобус, поиграл, а теперь слушай - мы убираем игрушки на место - вряд ли это вызовет желание так уж сильно слушаться эту тетю. Но с другой стороны - в жизни таких теть будет много, дети чуть постарше с плохо говорящим ребенком тоже уже не будут любить играть. Может, стоит подумать пока хотя бы тогда о коррекционном саду. Я не знаю уже, в какую сторону думать. Помогите, пожалуйста!
Здравствуйте! У Вас замечательный ре. Я бы, конечно, его бы посмотрел и протестировал. На аутизм это совсем не похоже, но вот вопросы с речью - надо решать. Так же необходимо налаживать руководящий контроль и работать с нежелательным поведением. Для этого надо изучать функцию этого поведения. Я не уверен, что в корреляционном саду им будут заниматься. Но буду рад, если так.
Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или ЗРР» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 4 октября 2018
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.