Консультации / Дефектология

Ребенок за всеми повторяет

Здравствуйте. Сыну 2.4 месяца , заговорил в 1.11 месяцев. Беспокоит то ,что ребенок за всеми и везде повторяет как эхо ..Плач другого ребенка или смех или крик , все что кто то произнесет или скажет из детей, особенно эмоционально окрашенные моменты. Даже когда смотрит видео где он кричит или радуется всегда как эхо повторяет. Эхолалия? Нормально ли в таком возрасте?
Здравствуйте. Является ли эхолалия нормальным явлением? Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда. Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова. Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения. Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи. Когда в норме должна прекратиться эхолалия? Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся. К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации. К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер. Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема. Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно. Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами. Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи. Как воздействовать на эхолалию — в пользу развития ребенка. Лечение эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять. Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов. Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС. Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками: Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития. Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря. Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника. В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию. Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду. Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа (переход на следующую ступеньку может занимать несколько недель): 1.Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?») 2.Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ. 3.Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам. 4.Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук. 5.Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос. 6.Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания. Когда ребенок повторяет вашу фразу. Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и старательный логопед. Вот как выглядит такая эхолалия: Логопед: «Миша, как говорит собака?» Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!» В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти. Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог: Логопед: «Миша, как говорит собака?» Миша: «Гав-гав. Молодец, Миша!» Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав». Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте малышу вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет. Когда эхолалия служит целям самостимуляции. Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия. В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь. Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены. Если ребенку приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось. Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя. Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества. •Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря». •Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами. •Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.
Консультация врачей дефектологов на тему «Ребенок за всеми повторяет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 марта 2018
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия