Консультации / Логопедия

Ребёнок не разговаривает

Здравствуйте! Дочери 2,6. Очень плохо говорит. В сравнение, сын говорил начиная с 6 месяцев. В 1,6 года уже хорошо изъяснялся предложениями. Дочь говорит "на своём". Чёткой речи нет. Очень ограниченный словарный запас, хотя она по характеру очень общительная. Какие-то слова говорит, потом забывает. Я списываю на то, что слышит сразу два языка: казахский от няни, потом в детсаде, русский как основной дома. И что-то произносит на обоих языках. Но беспокоит то, что запас не расширяется, а забывается. Есть ли повод для паники? Или дать ещё время?
Здравствуйте. Слово ""паника нехорошее. Давайте заменим его на "беспокойство". А вот причины для него у Вас есть. Тем более, можно сравнить речевое развитие детей.Конечно, у каждого свой темп и путь развития, это бесспорно, но все-таки к этому возрасту фразовая речь должна быть. Мне всегда жалко детей, родившихся в двуязычных семьях.Какая у них нагрузка! И не всегда ребенок может ее вынести. Ну, определитесь, где будет расти малыш, на как языке говорят окружающие, в какой школе будет учиться, что планируете в будущем? И тогда развивайте тот язык, на котором она будет говорить постоянно. Теперь о "вечном" - никакой информации о девочке...А если была гипоксия?а трудные или преждевременные роды? а если были травмы, ушибы головы? стресс? испуг? все имеет значение! Но как я могу что-то предположить, да еще дать совет, если ничего не знаю о ребенке?? Обратитесь к неврологу, посоветуйтесь с логопедом, который посмотрит ребенка, даст Вам комплекс упражнений или направит к специалисту, если увидит нарушения.
Спасибо за ответ! Нет, с неврологией всё в норме. Проверялись. Ничего из упомянутого Вами не было. Так бы я сразу к невропатологу побежала. Видимых причин нет. От этого и начинаю уже переживать. Здоровая, весёлая, общительная девочка. И музыкальный слух есть))) а вот речи нет... Сын читать очень любил, начиная с простых картинок, и слушать сказки, стихи, истории. А дочь за книжку не усадишь: ей бы побегать, побалагурить. Может, мне применить метод "радио" (односторонних монологов)?
Очень хорошо, одной проблемой меньше-неврология в порядке. А слух проверяли? Это тоже очень важно, и, даже если Вам кажется. что все чудесно, остроту слуха нужно проверить. если же здесь все тоже будет благополучно, ребенок обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что он совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины. Иногда малыш может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы, и, как я говорила, проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках. Что делать. Иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее.Родители, которые решили развивать речь трехлетнего ребенка при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно - должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей. Советы психолога Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи. Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить. Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки. Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции. Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно. Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь. Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех). Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми. Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме. Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты. Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш - уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Спасибо за исчерпывающий ответ!!! Я осознала проблему. Постараюсь следовать Вашим советам.
Консультация врача логопеда на тему «Ребёнок не разговаривает» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Задать вопрос