Консультации / Логопедия

Заикание ли это

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, определить заикание ли у ребенка. Девочке 4года 10мес. Пошла в сад в 4,5. Не так давно был период, когда она стала заметно запинаться, когда говорит собственные мысли, в игре. Обычно запинается не много. Год назад я как-то тоже обращала на это внимание, но муж говорил, что она просто торопиться сказать. Кстати, муж немного заикается. Думали, что дочь повторяет за ним. Когда проходили логопеда к саду, нас даже не определили для занятий с логопедом, про запинки я тогда не подумала спросить. Разговаривать стала рано, в 1.10 говорила в стишках последние слова в строках. Примеры того, как говорит дочь: дддавай (часто говорит это слово), да-дай, ддать ттаблетку, йййа, та-там, бе-бери, мммои. Отдельные слова в предложении, не часто. Были у двух логопедов. При посещении логопеда не запиналась, но она и не запинается, когда нужно повторить, или когда обдумывает, что сказать. Первая логопед на основании моих слов поставила диагноз логоневроз и дизартрия (что очень возмутило второго врача). Направила в логопедическую группу. Врач не вызвала доверия и мы обратились к более опытному логопеду, которая сказала что все в порядке. Девочку проверяли два логопеда в саду, сказали все в порядке, хорошая девочка, что каждый человек запинается. Воспитатели тоже говорят, что все в порядке. Надо сказать, что дочь не очень общительная. Переживаю, что в запинках есть и моя вина, т.к. я иногда могу громко накричать, могу строго пригрозить, вообще, я недодала ей ласки. Со вторым ребенком у меня другие отношения, часто обнимаю. Теперь стараюсь применять то, о чем читала в книгах (Сирс, Гиппенрейтер), не кричать. Причиной запинок может быть и то, что в возрасте 2.5 года ходила 1,5-2 месяца в сад перед рождением второго ребенка. Потом решили не водить. ( Муж стал заикаться, когда его отдали в сад в 1,5 года, говорили, что в саду сильно плакал.) Конкретного момента начала запинок мы не заметили. Вторая логопед предположила, что запинается только дома, посоветовала по возможности на недели две постараться меньше говорить, или разговаривать шепотом (сейчас дома, но у нас младшая сестра 2.3года и помолчать не получается), посоветовала спокойную атмосферу, посетить невролога, который должен посоветовать какие-нибудь травки. Стоит ли беспокоиться, нанимать и заниматься с логопедом? Или этих рекомендаций достаточно. Заикание ли это? Боюсь упустить время. Спасибо.
Здравствуйте. Давайте определимся, что такое заикание. Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение. Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения). Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст. Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек. Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения. Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. теперь немного анатомии и физиологии речи. Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы. Центральный отдел Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется. • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике. • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи. • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи. • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи. • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга. • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания. Периферический отдел • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30. • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок. • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб). * Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков. Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки — уздечка, ограничивающая движения языка. * Твердое и мягкое небо, совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков. Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг. Механизм развития заикания это сложный и не до конца установленный процесс. Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается. Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг. То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие). Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и — дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха). Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных — реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи. Заикание у детей встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно. Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания». Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована. Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим. Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой. Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений. Предпосылки для формирования заикания: Эмоционально лабильная нервная система. Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит, они привязаны к маме. Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее. Ранее начало речи: В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме ребенок правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями. В этом случае сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи. Позднее начало речи: Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы — не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки. Заикание у одного из членов семьи: Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам. Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими: Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате ребенок чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него. Излишне строгое отношение взрослых к ребенку: Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя. Особенности становления речи: В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания. Физическое состояние ребенка: Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе. Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата». Овладение двумя или более языками одновременно. Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет. Завышенные требования к ребенку: Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке. Наследственная предрасположенность: Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи. Симптомы. У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать. При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком. Заикание усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется. Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму. При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. У детей развивается логофобия — боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, — к усилению заикания. К какому врачу обращаться? К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов. Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств. Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие. Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески. Логопед — специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается. Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге. Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно. В каком возрасте лучше начать лечение у детей? Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания. Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный — от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения. Лечение заикания Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее. Методики лечения заикания Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров. Это все, что я могу Вам сказать. надеюсь, у вас все получится, все будет хорошо.
Консультация врача логопеда на тему «Заикание ли это» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 февраля 2018
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия