Консультации / Психология и психиатрия

Аутичные черты отсутствие речи

Здравствуйте, Ариэль Аркадьевич. После долгих метаний, решила задать Вам свой вопрос. Причина "метаний" в том, что я то вижу в своем сыне черты, свойственные аутизму, то вижу много того, что в моих глазах и глазах членов нашей семьи, опровергает это. Много читала об аутизме, в том числе и на сайте Вашего Центра. Слушала Ваше выступление на семинаре для психологов на тему "Аутизм или особенности развития". Начну по порядку. Сын родился путем Кесарева сечения на сроке 38 недель. По шакале Апгар - 8-9. зачатие было естественным, но после двух неудачных попыток ЭКО. Осложнений во время родов не было. Беременность была осложнена сильным токсикозом с пятой недели и до родов. С самого рождения на искусственном вскармливании. Очень плохо спал ночами вплоть до 2 лет и двух месяцев, постоянно просыпался, плакал. После посещения нескольких сеансов у остеопата и перемещении ребенка спать из детской кроватки к маме, сон стал нормальным. С рождения наблюдались у невролога. К сожалению. точно не могу написать диагноз. При узи головы обнаружилось слегла избыточное количество жидкости в оболочках головного мозга. Тогда врач прописала Пантогам и Элькар, но после первых дней приема состояние ребенка резко изменилось, он становился "буйным" во время прогулки, плакал сильно, буквально выпрыгивал из коляски, бился. Обратились к другому неврологу, которая отменила эти препараты. Сразу же ребенок стал спокойным и подобного больше не повторялось. Других проблем, связанных с неврологией, врачи в младенчестве не видели. Ребенок вовремя стал физически развиваться. Встал на ножки в шесть месяцев и сразу же стал ходить вдоль опоры. Ходить самостоятельно начал рано - в 8,5 месяцев. Был очень плох Сейчас моему сыночку 2 года 11 мес. Уже, начиная с полутора лет мы стали обращать внимание на две особенности: не отзывался на имя и отсутствие указательного жеста. В последствии добавилось непослушание во время прогулок: все дети играли рядом с мамами, а наш все время убегал туда, где ему было интереснее. В отсутствии нашего невролога, обратились к первому, кого нашли. Сыну было 2 года и 4 месяца. На приеме в кабинете врача он вел себя не так как с нами дома, на имя, естественно, не отзывался, не показал носик, глазки и проч., заинтересовался игрушками, ручками и карандашами на столе врача. Увидев любимую прирамидку из стаканчиков, начал увлеченно ее собирать, на просьбу врача принять в игру Чебурашку ответил тем, что молча отодвинул игрушку и продолжил играть с пирамидкой. Диагноз был таким: не отзывается на имя, нет зрительного контакта, не принимает в игры, аутизм. На счет зрительного контакта. Он у него был с рождения, и есть до сих пор. Просто, наверное, в то день сын не посмотрел в глаза доктору. С тех пор я нахожусь в постоянном стрессе, страхе, боязни. Педиатр и невролог, которые наблюдали сына с рождения, отвергли данный диагноз, в один голос сказав, что отставание в развитии, безусловно есть, но это не аутизм. Однако,я постоянно выискиваю его симптомы у ребенка. О состоянии сына на сегодняшний момент. 1. Еда. Есть все, что даем, супы, каши, хлеб, фруктовые пюре, соки, молоко и молочные продукты, печенье и сладости, фрукты не все. Некоторые продукты боится взять в рот, сначала лизнет. Но, потом, распробовав, начинает есть. Например, сыр. С ложки ест хорошо, но не берет целые кусочки в рот, если ему дают взрослые. Сам же может целый кусок положить в рот и жевать. Иногда давится, если в супе-пюре попадаются крупные кусочки мяса. 2. Бытовые навыки. Умеет есть сам ложкой. Одеваться не умеет. Только немного раздеваться. По маленькому просится редко, но терпит, ждет когда поведем, писает как взрослый мальчик стоя. По большому пока в штанишки сидя, иначе запор (если начинаем сажать в этот момент на горшок). Умеет включать свет, наливать сок и коробки, сам выбирает себе мультики на планшете и включает игры. 3. Игры. Очень любит так называемые аффективные игры. Прятки, по кочкам-кочкам, догонялки, снежки, бороться с папой, когда его поднимают, подкидывают, качают и проч. Недавно стал играть машинками, катает, нагружает. Иных сюжетно-ролевых игр нет. Любит конструктор, но, временами, он ему надоедает. Изначально не любил мягкие игрушки и фигурки людей и животных. Сейчас, построив из Лего машину, сажает туда человечков. Выстраивает рядочки: алфавит в ряд из кубиков или цифры. Также, рядочком может выстроить и другие предметы, например, машинки, доминошки. Очень любит всевозможные карточки, особенно карточки Домана. Пытается их читать, раскладывает и рассматривает. 4. Интеллект и память. Знает цифры до 20. Все буквы русского алфавита в правильном порядке. Счет по-английски до 10. Некоторые английские буквы. Знает основные цвета и формы. Хорошо и очень быстро вставляет фигурки в формы. На планшете любит играть в пазлы, "наряжать елку", игры с буквами и цифрами. Мультики предпочитает развивающие. Сейчас очень любит мультики по Доману. Повторяет все слова. Буквально на этой неделе, стал не просто повторять, но видя картинку называть предметы. Или пытаться это делать. 5. Речь и общение. Речь, скорее отсутствует. Не говорит ни мама, ни папа, ни дай, ни да, ни нет..... Обращается ко взрослым только жестами. Берет за руку и ведет туда, куда нужно, тянет наши руки к шкафчику, где конфетки,подает коробочку, чтобы открыть и т.п. Указательного жеста пальцем нет. Буквы называет, но нет губных звуков: М, Б, П, В. Поэтому, во всех словах, которые говорит, он заменяет их на гласные. Например, "самолет" звучит как "саоет". Или говорит последние слоги (пока - ка). Постоянно что-то говорит на "своем языке", лопочет, комментирует мультики, карточки, книжки. Когда обижен, то ругается, опять на своем, но с интонациями очень понятными. Занимаемся с логопедом, она говорит, что речь будет вот-вот... Стараемся стимулировать его к речи, но он только злиться. Например, говорим: "Скажи "открой", а он со злостью кидает эту коробочку . Дальше самое сложное. 6. Общение, взаимодействие с окружающими. Указательный жест появился в возрасте 2,5. Но, сын показывал только на то, что ему хотелось. На цифры и буквы. Например, покажи где цифра пять или где буква А. Летом он выучил весь алфавит и с радостью показывал все буквы на вывесках. Мы его этим, если честно, просто замучили, и осенью он перестал показывать пальцем. Если спрошу, мол, какие тут цифры или буквы, он просто мне их назовет как может. К детям играть не идет, но видит детей очень редко. В садик не ходим пока. На площадке или играет рядом с ними, или смотрит на то, что дети делают, иногда провожает глазами понравившуюся девочку. Может какое-то время играть один, но предпочитает всегда прийти в коллектив взрослых, например, если мы на кухне, обязательно крутиться рядом. Зрительный контакт нормальный. Всегда смотрит на нашу реакцию, если ругаем его. Если плачет, то жалобно смотрит в глаза. Когда смеется, резвится со взрослыми, тоже смотрит в глаза прямо, долго, открыто. Во время укачивания смотрит на маму или бабушку, гладит по лицу, теребит волосы, ласково смотрит в глаза. Целует только маму, но редко, быстро и немело. Любит прижиматься, лезет на руки, любит, чтобы мама гладила его по лицу, когда лежим рядом (берет мою руку и кладет себе на щечку), нормально относится к поцелуям и прочим проявлениям нежности. С папой любит играть в игру: упереться лбами и смотреть друг на друга, смеяться. Свои эмоции проявляет так: похлопывает маму и бабушку. Прижимается к взрослым. С рождения ребенок воспитывался четырьмя взрослыми. И все проводили с ним довольно много времени. Поэтому, изначально не выделял кого-то. Ночью, конечно, когда плакал, всегда с ним мама. Сейчас стал плакать, когда я ухожу, правда, недолго, потом забывается. Когда прихожу с работы, радостно бежит встречать и пляшет притопывая. Бежит к двери всегда, когда слышит звонок. Имитирует разговор по телефону, прикладывает трубку к уху и говорит "але". Пытается повторять за взрослыми: почистить уши палочкой, налить в чашку, если смеемся то начинает тоже хохотать. Понимает некоторые просьбы: закрой дверку, не делай этого, назови букву.... Но не всегда. Но не принесет, не подаст, не покажет... Когда говорит, что нельзя делать чего-либо, прекращает на некоторое время, а потом, глянет в глаза и продолжает хулиганить. Вообще, очень озорной, подвижный, активный. Любит лазить везде и исследовать все кругом. Например, во время прогулки, зайдет во все магазины на пути. Если играем с ним и ему эта игра нравится, то он смеется и скачет в предвкушении нового действия (например, радуется и убегает, когда найдет меня за занавеской, или, видя, как леплю снежок стоит и смеется, ожидая что он сейчас полетит в него). Раньше очень любил женщин, особенно тех, которые его нахваливали. Всех, кто приходил в гости, брал за руки, сажал на диван и танцевал перед ними. Сейчас уже не так проявляет симпатию к слабому полу. Но к гостям относится спокойно, сначала не замечает их, а потом вступает с ними в контакт, например, берет из их рук игрушки, просит их жестами развернуть конфетку и т.п. Может задуматься на несколько секунд, смотря в одну точку. Но, это у него от меня. При встрече не говрит привет, смотрит на человека и проходит мимо. Но, когда уходим, я говорю ему, мол, скажи пока. Он говорит "ка" и машет ладошкой вниз, но не кому-то конкретно. Никогда не замечала у него состояний ухода в себя, замкнутости. На имя откликается по разному: если его позвать из окна или, когда он, забыв о взрослом, на прогулке убежит вперед, оборачивается или поднимает голову моментально. Дома же, откликается очень редко, иногда надо прикрикнуть, чтобы среагировал. Если зовем, то приходит тоже редко. С логопедом занимаемся с трудом. Внимание на занятиях концентрирует на короткое время, убегает от учителя. Не любит, чтобы ему читали книги. Книгу берет, но листает и читает буквы сам, а взрослому не дает. 7. Движения. Были кружения, частые, иногда, глядя в торону. Сейчас кружения стали реже. Иногда пляшет, кружась и притопывая. Иногда хлопает в ладоши, от радости. Иногда смотрит на лодошки и водит ими перед глазами, но стал делать это после мультика, где так делают, изучая цвета. Стараюсь пресекать кружения и движения ладонями. Очень любит валяться на полу, завернувшись в одеяла и пледы, особенно в пушистые мягкие пледы. Болевой порог, мне кажется, понижен. Плачет, только, если больно сильно. Во время уколов и прививок плачет только во время нахождения иголки в теле. Потом сразу перестает. Вопрос: если, на ваш взгляд, у сына аутизм? Какие действия и занятия нам надо предпринять сейчас?
Здравствуйте! Я не думаю, что у ре аутизм. Многие вещи, которые Вы описали, поддаются логическому объяснению, в том числе. Например, отказ называть буквы. Если Вы его заучила этими буквами (как Вы сами пишете), то естественно, он не буде их больше показывать. То, что он показывает только на то, что САМ хочет - вполне нормально. А почему он должен показывать на то, то ВАМ хочется? Дети, как правило, своенравны и своевольны. И тем паче, если его действия, совершаемые в угоду Вам, не получают подкрепления и поощрения, которое было бы значимым для дитяти. Где-то у него есть отставание. Но насколько все это патологично и насколько выражено, может дать ответ только очная консультация с высокопрофессиональными специализированным тестированием. Аналогично и с различного рода вмешательствами. Они могут быть назначены только после очной консультации и всестороннего обследования ребенка. Думаю, что если начать с ним заниматься правильно и профессионально (я не говорю о "развивайках"), то можно вполне достигнуть хороших результатов. Главное - не запускать.
Спасибо большое. Еще забыла написать, ребенок ходит наципочках. То правильно несколько шагов, то на цыпочках. Попеременно. В июле были 10 уколов кортексина, потом курс когитума, сейчас заканчиваем курс Магне б6. Стоит ли повторять? И еще вопрос. Какие специалисты конкретно нужны в нашей ситуации? Невролог, психоневролог, психолог, дефектолог или логопед?
Поведенческий аналитик (АВА-терапевт). Только с количеством модулей не менее трёх, и с супервизией. Пусть проведет Вам тестирование VB-MAPP или EFL. С распечаткой результатов и отчетом. А то много в последнее время народу, прочитавших книжку и возомнивших себя АВА-терапевтами )))
Консультация психотерапевта на тему «Аутичные черты отсутствие речи» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 19 декабря 2017
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.