Задержка речевого развития

анонимно, женщина, 28 лет
Задержка развития Здравствуйте! У нас следующая проблема. Девочке 3,4 года. Словарный запас, на мой взгляд, у нее большой, повторяет слова, короткие предложения довольно понятно, больших проблем в произношении я не вижу. Но она плохо понимает вопросы и следовательно не отвечает на них. Диалога, как такового, нет. Такие элементарные просьбы, как "пойдем кушать", "одевай носки", "принеси куклу", "выброси в мусор" - она делает. Но когда я спрашиваю "что кушала в садике", "расскажи такой-то стишок" или "спой песенку", молчит. Отвечает только на вопросы "да", "нет", "не хочу". Хотя в процессе игры подходит к зеркалу и рассказывает стишки, некоторые по 2 куплета, поет песенки. Знает основные цвета, может считать до 10, но выполняет эти просьбы примерно 1 раз из 10. В садик ходит с 2-х лет, но почему-то там вообще не разговаривает, воспитатели и слова из нее не могут вытянуть. Когда я прихожу за ней, тогда начинает со мной говорить, и только тогда воспитатели слышат, что ребенок не немой. С незнакомыми людьми на контакт идет плохо. Но ходить в гости любит и когда к нам приходят гости, радуется. С детьми играть любит, но только в подвижные игры, т.к. диалог строить у них с ней не получается. Были у двоих неврологов, ставят ЗРР, также в диагнозе присутствуют "аутичные черты". Пропили курс когнитума, анвифена. Назначили пройти ЭЭГ сна, но ребенок спит чутко и засыпает с трудом, поэтому возможности пройти данное обследование пока нет. В третьем триместре была поставлена гипоксия, в 38 недель отслойка плаценты, сильное кровотечение и КС. До 2 лет никаких проблем по неврологии не наблюдалось, лечения не было. Первые слова появились около года, в год уже называла звуки многих животных. Когда в 2 года пошла в ясли, была долгая адаптация, очень тяжело привыкала, мне кажется с того момента развитие затормозилось. Может вы посоветуете, что нам дальше делать?

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Спасибо за очень понятное и подробное письмо. Только вот утешить Вас, боюсь, мне будет нечем. Скорее всего , это расстройство аутистического спектра. И подходить к этому надо комплексно, с помощью невролога, психолога, логопеда и дефектолога. Аутизм представляет собой особый вариант атипичного развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка.Клиническая картина при таком развитии формируется постепенно к 2,5-3 годам и остается выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка, и взрослых. Основным его признаком является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний. Он пассивен, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающим, отстраняется от телесного контакта. Он как бы не замечает других людей, как бы экранирует, не принимает педагогическое воздействие. Эмоции слабо дифференцированы, смазаны, элементарны. Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких, как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. В речевом развитии детей с РАС можно выделить несколько вариантов. Часто у детей раннее речевое развитие приближено к норме. В возрасте 2-2,5 лет после стоматического заболевания или психотравмы речевая активность резко снижается, отмечается регресс речи. Однако он никогда не завершается полным мутизмом; речевое развитие как бы приостанавливается до 5-6 лет. Это приводит к резкому обеднению активного словаря. В этот период фразовая речь практически исчезает. На заданный вопрос ребёнок не отвечает, а эхолалически повторяет вопрос. Несмотря на то, что ребенок очень мало говорит, удаётся выяснить, что у него богатый пассивный словарь, соответствующий или даже превосходящий возрастную норму. Очень часто у детей нарушено звукопроизношение, но в аффективно насыщенной ситуации ребенок может произносить все звуки и сложные звукосочетания правильно и чисто. Характерна высокая чувствительность к структуре слова. Никогда не бывают нарушения порядка слогов или их замены. Темп и плавность речи тоже могу быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение. У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение социального взаимодействия и способности к общению. Процесс социализации детей с аутизмом, затрудняет специфическое развитие речи, которое характеризуется малым запасом слов, уходом от речевого общения, нечеткостью произнесения слов и другими особенностями. Работа с такими детками: Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и попытки подражания формируют основу для языковых особенностей и желание учиться языку. свое первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью силы голоса, отчетливого и медленного произнесения слов, использования в разговоре конкретных понятий, употребления коротких предложений, повторения предложения, оречевления действий ребенка. Для развития речи также важно нормальное развитие сосательных, глотательных и кусательных рефлексов. В дальнейшем они являются очень существенными для развития правильного произношения. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гримаски, гимнастику для языка. На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью подражания и различения, детей важно учить слушать, видеть и реагировать на различные стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-пространственной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка. Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в контакте с окружающими. В работе по развитию речи используют наглядные материалы (картинки, открытки, иллюстрации). Далее в совместных экскурсиях, рисовании закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в речи. Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается. Далее рассмотрим принцип проведения коррекционной работы по развитию речи у детей с РАС (по Башиной, Симашковой). Коррекционные мероприятия проводятся на уровне всех реабилитационных блоков (психиатрами, психотерапевтами, логопедом, педагогами-дефектолагами, психологом, музыкальным терапевтом и др.). С каждым ребенком занимаются ежедневно индивидуально, а затем в небольших группах детей с относительно близким психическим и речевым развитием. При этом ведущее место отводим развитию речи и моторики, как основным средствам коммуникации. Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти. Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка. Отрабатываем указательный жест в процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие. Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем. На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке. Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно. Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем. Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы. Большое внимание уделяем логоритмике. Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков. Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка. Я написала общие положения и, конечно, не все этапы. Вы же понимаете, что это невозможно. Да и с каждым ребенком работают индивидуально. Постарайтесь все-таки уточнить диагноз, я очень хочу ошибиться! а потом уже надо будет принимать решение о специальных занятиях. Это долго, да, но Вы знаете, я работала с такими детками и хочу сказать, что ребята хорошо учатся в старшей школе, далеко не троечники. Да, и сейчас есть проблемы, а как трудно было в начальной школе! Но все-таки они все преодолели!!! Я очень хочу, чтобы и Вас сложилось все хорошо!

Консультация врача логопеда на тему «Задержка речевого развития»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 27 ноября 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.