анонимно, мужчина, 1 год
Здравствуйте! Ребёнку год и 4 месяца. Мальчик, роды в срок, экстренное КС по причине слабой родовой деятельности. Ставили диагноз ППЦНС, к полугоду сняли. Физическое развитие в норме или с опережением. Гуление в срок, но слабый лепет. На настоящий момент всего 3-4 слова в активном использовании. Беспокоит сейчас больше другое.Дело в том, что ребёнок научился показывать какой он большой (поднимая ручки кверху) раньше, чем у него возник его указательный жест. Мы ему говорили "покажи, какой ты большой" и видимо слово "покажи" у него и закрепилось поднятием рук вверх. Теперь, если он видит к примеру автобус, большие часы на вокзале и прочее, он показывает на них именно так. Пару эпизодов правильного указательного жеста были в год. В книжках и на картинках показывает пальчиком или ладошкой. А вот от удивления показывает именно поднятием ручек. Смотрит при этом попеременно на предмет удивления и на меня(маму).
Скажите, считается ли это указательным жестом? Или все таки нужно учить и стремиться к правильному жесту пальцем?
Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! Это указательный жест. Лучше, конечно, пальчиком. Но в большинстве случаев это трансформируется в правильный жест самостоятельно.
анонимно
Здравствуйте, доктор!
Спасибо, что вовремя развеяли мои сомнения. К году и 5-6 месяцам у нас появился правильный указательный жест в пространстве - во время прогулки на всё интересное показывает пальчиком. И разделение внимания - взгляд на меня - при этом тоже есть. В книжках теперь тоже только пальчиком показывает.
У меня небольшой вопрос к вам - связаны ли указательный жест и активная речь?
Став Ариель Аркадьевич
Здравствуйте. Рад за Вас и Вашего малыша.
Есть косвенная связь. Однозначно.
анонимно
Здравствуйте, Ариель Аркадьевич!
Показаны ли нам занятия с дефектологом? Очень беспокоит, что в свои 2 года ребенок не обращается мама, папа, дай. Можно ли это считать нехорошей особенностью развития при том, что небольшой словарный запас уже есть? Тестирование на аутизм показывает низкий риск.
О ребенке.
По развитию (за исключением речи), полностью соответствует своему возрасту.
- быстро бегает
- хорошо катается на самокате
- практически освоил трёхколесный велосипед (получается прокручивать педали), но быстро устает.
- пока не научился отрываться от земли в прыжке, но паттерн прыжка заложен - тренируемся
- умеет забираться по шведской стенке и спускаться.
- немного висит на кольцах.
- хорошо ходит по бардюрам.
- любит горки.
- ходим в бассейн с 1.6. Обожает, сейчас умеет уже плавать в нарукавниках.
- в сюжетные игры любит играть вместе с мамой (детский сад, теремок, в доктора, в пожарного). Любит, когда ему показывают сюжеты из жизни с маленькими человечками из лего.
- пирамидку большую собирает с подсказками.
- умеет строить из конструктора.
- кушает сам ложкой и вилкой. Пищевой интерес нормальный, пробует новое, особенно когда голоден.
- в основном просится на горшок. По большому с 1.6 без промахов.
- частично умеет раздеваться (носки, ботинки, футболка, штаны)
- хороший указательный жест с разделением внимания.
- нет истерик при контакте с незнакомыми. Но очень осторожен. С детьми может поиграть рядом, смотрит на них, но взаимодействует только по просьбе.
- знает и различает около 10 цветов
- знает и различает основные фигуры
- знает и различает животных
- знает и различает цифры.
- различает и показывает противоположности(высоко-низко, быстро-медленно, большой-маленький, горячий-холодный)
- любит, когда ему читаем (получается по часу в день примерно). Слушает, в книжке всё показывает.
С мелкой моторикой всё тоже более-менее нормально. Играем со шнуровками, мелкие бусинки-горошинки засовываем в бутылки, рамка-вкладыши справляется на ура, умеет катать шарики маленькие из пластилина и потом крепить их на картинку куда нужно, клеим наклейки. Единственное - не умеет пока окружность рисовать ни кистью, ни карандашом, ни мелом. И вообще мне кажется не уверенно держит в руках эти предметы.
Умения, которые связаны с речью:
- хорошее понимание речи. Выполняет разные в том числе и сложные просьбы.
- подражает потешкам.
- подражает звукам, которые мы произносим, но только если они подвластны его артикуляционному аппарату.
- есть связка указательный жест-слово.
- показывает, как дует ветерок, научился в 1.5. А вот в дудочку, трубу - пару недель назад только. Получается очень хорошо.
- всегда прощается со всеми и здоровается за руку. Здороваться нужно напоминать.
А теперь собственно наши слова-звуки:
- т-т (отрывисто) - троллейбус, трамвай
- сопит носом - ёжик
- аф-аф - собачка
- мяу (смазанно, передает интонацию) - кошка
- иа-иа - ослик
- уууууу - волк воет, пылесос гудит
- тудух-тудух (передает интонацию) - поезд
- а (произносит отрывисто) - автобус
- бррррр (губами) - машина, едет.
- а-а-а-а (распевно) - девочка, кукла, укладывает спать
- цокает языком - вода, рыбка, пить
- ба - бабушка, труба
- па - папа, обращённо - очень очень редко. Буквально пару раз было.
- фу фу. Говорит нашей собаке, когда она к нему пристает
- овава - овал
- ва - цифра два
- пипипи (скорее интонацию передает) - мышка, цыплята
- мааааа - маленький
- кар-кар (очень смазанно произносит) - ворона
- ха-ка (очень смазанно произносит) - кака
- дышит с открытым ртом - собаку нашу передразнивает
- звук, как при поцелуе - зовёт нашу собаку
- дай дай. Тут без пояснений, но просит так редко. Чаще просто указательный жест.
- ах - горячо.
Когда во время купания из душа начинает течь холодная вода, ребенок говорит "Ах" и следом кивает головой "Нет" - что означает "не горячая". Можно ли это считать первой фразой из 2 слов?
"Нет" кивает с 1.5. "Да" кивает с 1.8 - всё осмысленно, хорошо этими жестами на вопросы отвечает.
Делали ЭЭГ - возрастная норма. Слух проверяли в роддоме - прекрасный, отитами не болели. Но ввиду хорошего понимания речи даже такой вопрос не ставим. В 1.7 и в 1.11 делали массаж воротниковой зоны, массажист говорит есть тонус в шее, зажим. Но после второго курса всё выглядит неплохо с ее слов. Уздечка в норме.
Заранее спасибо за ответ! Извините, что так много написала. Захотелось дать подробную картину.
Став Ариель Аркадьевич
Здравствуйте! Да, к логопеду - дефектологу и обязательно оценить готовность речевого аппарата с анатомических и физиологических позиций. В остальном - все ок.
анонимно
Здравствуйте, Ариель Аркадьевич!
Посетели на днях логопеда, речь шла о том, что скорее у нас темповая задержка речи. О серьезных патологиях не говорили, так как речь начинает появляться (звукоподражания). Хорошее понимание речи отметили так же. Выглядит ребенок сказали вполне адекватно, но сторонился немного специалиста. Начнем заниматься с дефектологом с осени.
В прудыдущем письме я хорошо описала умения ребенка, но всё-таки есть моменты, которые меня немного беспокоят.
Всё-таки ребенок побаивается детей, ровесников. Он за ними смотрит, наблюдает. Сам играть желания не проявляет. Взаимодействует только по просьбе (обнять, попрощаться, поделиться чем-то). На днях на детской площадке, когда мой ребенок изображал водителя автобуса(сидел в большом металлическом автобусе крутил руль и говорил бррр), к нему подлетел мальчик, сел ему резко прямо на колени, и отобрал руль. Мой ребенок заплакал и сразу подбежал ко мне, потом этого мальчика сторонился. Нормально ли это для 2-х летки? Или уже стоит беспокоиться, что не взаимодействует со сверстниками?
Другой беспокоящий момент - манера общения со взрослыми. Ребенку очень нравится транспорт. Хорошо знает, как выглядит наша машина и ее эмблема - шевроле. На улице обращает внимания на все другие шевроле и будет на них показывать пальцем и отрицательно кивать головой, издавать восклицательные звуки, пока я не скажу - "нет, это не наша машина". Ну и всё в этом духе. Также показывает на собак, кошек и всё, что его заинтересовало и ждёт комментариев от меня. Нормально ли это? Ребенок таким способом учится общаться со взрослыми? Или это зацикленности?
Став Ариель Аркадьевич
Здравствуйте! Вот такая своеобразная манера. Я не склонен приписывать это психиатрической патологии. Все это преходяще и дитя будет радовать Вас.
Ответ опубликован 19 ноября 2017