Консультации / Психология и психиатрия

Задержка физического и психического развития Нет речи Аутизм

Доброго дня! У нас такая ситуация: у ребёнка задержка физического развития и речи. Проблемы со здоровьем начались ещё с рождения, только к 1,2 года определились с целиакией (официально "подозрение на целиакию", так как я отказалась от биопсии) и аллергией на белок молока (реакция - отёк Квинке). Недавно психиатр поставила диагноз f84 неуточненного генеза (могу последнее неправильно назвать). Проблема в том, что и беременность и первый год жизни ребёнка оказались не очень благоприятными (не по моей вине. Не курю, алкоголь не употребляю, к беременности готовилась. Были неблагоприятные стечения обстоятельств), до года определиться с отёком Квинке не получалось и были многочисленные моменты задержки дыхания ребёнка. Единыжды не дышал около 30-40 секунд, посинел. Я понимаю всю серьёзность ситуации. Невозможность применить лекарственные препараты усложняет задачу. Ребёнок на строгой диете. Пользуемся добавками высокого качества растительного происхождения (ферменты, пробиотики, витамины и минералы). Дома проводим коррекционные занятия. Дефектолог и нейропсихолог по направлению будут ещё не скоро. Сейчас сыну полных 3 года. В глаза смотрит. Коммуникации с окружающими детьми нет. Указательного жеста нет. На имя откликается редко. Обращённую речь игнорирует. Слух нормальный. Словарь пассивный. Активного нет. Ни слогов ни слов. Лучше понимает язык действий. Не любит воду с рождения. Редко удаётся помыть в ванной (особенно голову). Так как я не знаю механизмов задержки речи при аутизме, я не знаю как стимулировать ребёнка. С чего мне начать и как я могу помочь ему сама, пока не назначено лечение? (Не могут подобрать лекарства, направить на ЭЭГ и МРТ так как ребёнок гиперактивный. Как повлияет на сына наркоз, врачи затрудняются ответить).
К вопросу приложено фото
Доброго времени суток! Вам не обязательно знать механизмы нарушения речи при аутизме, чтобы начать работать. В первую очередь необходимо убедиться, что ребенок готов с вами сотрудничать, то есть что он выполняет простые ваши просьбы, разрешает вам вмешиваться в его игру и т.д. Если этого нет, то нужно начать именно с этого. Ребенок должен с вами сотрудничать, чтобы вы могли его чему-то научить. О том, как сформировать руководящий контроль, вы можете найти статьи в интернете, а также в книге Роберта Шрамма "Детский аутизм и АВА". Если сейчас у ребенка нет ни слогов, ни слов, нужно посмотреть, есть ли хоть какие-то вокализации. Если вокализации есть, нужно посмотреть, в каких ситуациях они возникают чаще. Соответственно, необходимо будет как можно чаще эти ситуации создавать, чтобы потенциально увеличить количество вокализаций. Параллельно необходимо работать над имитацией, то есть чтобы ребенок повторял за вами движения с предметами, а также без предметов. Примеры имитации с предметами - покатать машину так же, как вы; постучать молотком; построить такую же башню; вытереть стол; спрятаться за штору, бросить мяч в кольцо и пр. Имитация без предметов - похлопать, потопать, покружиться, положить руку на голову, закрыть лицо руками и пр. Имитация - это один из базовых навыков. Когда ваш сын будет легко повторять за вами (а если будете уделять этому внимание - то и за сверстниками) движения, то вам будет проще перейти к тому, чтобы он повторял за вами и звуки. Еще одним направлением работы может стать введение альтернативной системы коммуникации (например, жестов), если вокальная речь не начнет развиваться. Жесты здесь будут служить очень хорошим помощником. В книгах Мэри Линч Барберы "Детский аутизм и вербально-поведенческий подход", а также Дж.Салли Роджерс "Денверская модель раннего вмешательства" вы найдете много полезного. Но для того, чтобы работа по программе была более эффективной, очень рекомендую вам найти поведенческого аналитика (супервизора или куратора, работающего под супервизией), который бы разработал для вашего сына индивидуальную программу и отслеживал бы динамику. Самое главное сейчас - начать работать, ни в коем случае не ждать. Чем раньше вы начнете работу, чем больше шансов приблизить вашего сына к норме. И в 4, и в 5 лет, и даже в 20 поведенческие программы на основе АВА дают отличный результат. Но те программы, которые были начаты в 2-3 года имеют самый большой шанс поставить развитие ребенка на те же рельсы, по которым идет развитие нормотипичного ребенка. Если есть вопросы - пишите!
Консультация психотерапевта на тему «Задержка физического и психического развития Нет речи Аутизм» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 8 декабря 2017
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.

Задать вопрос