анонимно, женщина, 19 лет
Добрый день! Мне 19 лет и меня почти всегда преследуют ужасные, не поддающиеся логике мысли. Я всегда боюсь, что случится что-то плохое. Очень боюсь, что случится что-то плохое и мой мозг пользуется этим. Часто появляются мысли наподобие "Если сейчас подует ветер, то мы с подругой поругаемся (много примеров, это один из них). Понимаю, логики в этом абсолютно никакой, и, осмысливая всю ситуацию я успокаиваю себя, что это всего лишь мысли. Но, к сожалению, эти мысли мешают мне спокойно жить. Пожалуйста, помогите понять, что это за психическое состояние и как с этим бороться? Всем, кто хоть каким-либо советом поможет, спасибо огромное!
Отвечает Юров Игорь Евгеньевич
психиатр
Здравствуйте! Консилиума врачей здесь, к сожалению, нет, поэтому отвечаю от себя лично. Буквально "бороться" с такого рода мыслями невозможно - от этого они будут только усиливаться - фактически они удерживаются в голове самим тревожным ожиданием их появления и предстоящей изматывающей борьбы с ними. Если бы на таких мыслях ни был сконцентрирован тревожный потенциал, то они бы появились и исчезли, как тысячи других мыслей и образов, в общем когнитивном потоке.
Внутренняя борьба как бы с "частью себя" (или т.н. эгодистонность) лежит в основе любого невроза, а при ОКР проявляет себя, чуть ли ни в максимальной степени.
Соответственно, если "бороться" с мыслями нельзя, значит, от них можно отвлекаться, переключаться, еще лучше - вовсе не придавать им значения. Это безусловно выход, но только в повседневной жизни; если же невротические обсессии достигают степени клинической степени выраженности, то этот "выход оказывается полностью перекрыт" высоким уровнем тревожности.
Тревога, а вместе с ней и навязчивые переживания, могут быть качественно и полностью устранены с помощью одного из современных антидепрепрессантов группы СИОЗС (именно при ОКР все же предпочтительнее выбирать между пароксетином, флувоксамином, сертралином, эсциталопрамом).
Множество врачей-психотерапевтов и, в особенности, психологов предлагают в таких случаях стать на путь длительной, серьезной (и соответственно не дешевой) когнитивной психотерапии. По моему убеждению, такая работа может быть безусловно полезным, но никак не основным и (при грамотных медикаментозных назначениях) вообще далеко не необходимым средством терапии.
Ответ опубликован 22 июня 2017