Консультации / Психология и психиатрия

Регресс у ребенка после года

Анна Виктровна, добрый день! Очень нуждаюсь в Вашей помощи, потому что мне кажется начинаю сходить с ума… Судя по всем консультациям Вашим, а я прочитала большую часть, Вы очень адекватный и грамотный специалист. Ребенок мальчик через две недели будет 1 год и 3 месяца. Беременность первая, легкая, даже без токсикоза, родился путем планового КС – тазовое предлежание с 20 недели где-то. При рождении 8/9 по Апгар. Выписали на 4 день. Из проблем «желтушка» где-то месяц еще дома. В остальном нормально, вскармливание грудное. Проблем особых не было, младенческие колики как у всех месяцев до 3-х, прививки по графику, все анализы включая НСГ в норме. Физически развивался с небольшим отставанием – голову уверенно держал в 3 месяца, перевернулся около 6-ти, сел около 8-ми. Невролог говорил что мышцы нормальные, просто такой темперамент у ребенка. Я его с 6-ти месяцев присаживала, поэтому сам он не садился – невролог сказал «не видит функциональной необходимости. Потом просто стал садиться сам без моего участия. В кроватке тоже помогала вставать, ставила в манеж, провоцировала ходьбу. Первые шаги сделал за 2 недели до года, очень боясь. Ребенок вообще очень осторожный, в манеже не отпустит ручки пока попой до опоры не коснется. В остальном тоже развивался нормально, улабылся, гулил, тянул ручки ко мне и другим домочадцам, тянулся к игрушкам. Спал всегда хорошо от раннего детства до настоящего времени. Месяцев до 8-ми был очень улыбчивым солнечным ребенком, всем отвечал на улыбку улыбкой, даже незнакомым в лифте, мог пойти ко всем на руки. Любил целоваться. Потом стал выделять чужих и даже плакать когда кто-то приходил к нам и начинал оказывать ему настойчивое внимание с попыткой взять на ручки. Сейчас все более менее наладилось, но с чужими холоден, если настойчиво «пристают» может закапризничать. Но если чуть обвыкнется – начинает ладить. Лучше реагирует когда мы идем в гости – тогда не нервничает, а когда кто-то приходит к нам ему более неспокойно. Книжки листает месяцев с 3-х, но показывать ничего никогда не любил. Послушает немного и начинает сам листать. Не болезненный, болел один раз за неделю до года, ОРЗ на фоне прорезывания маляров. Кашель, сопли, температура до 39.5 (обошлись без лекартв, кроме жаропонижающих) После года я начала сильно задумываться, и все эти фразы «какой упрямый» «какой характерный» слышать больше не могу. Ну не может это быть характер… Что беспокоит: 1. Зрительный контакт ухудшился значительно. Взгляд поймать трудно, особенно если делать это настойчиво – вообще отворачивается. Когда есть смотрит куда-то вникуда, на горшке тоже самое, особенно при очень близком контакте… Я понимаю что я сейчас похожа на параноика которые постоянно пялится на ребенка, но тем не менее… Раньше всегда смотрел, следил. Хотя и сейчас гуляем – он просыпается я смотрю на него и говорю «привет» - он смотрит мне в глаза и улыбается в ответ. Но если я через пару минут проделаю тоже самое - уже не смотрит. 2. Не понимает обращенную речь. Ни просто «дай» игрушку которая сейчас в руках, не говоря уже о сложных просьбах. Раньше хотя бы давал соску – вытаскивал у себя изо рта и вставлял мне, кгода говорила «дай дай», было пару раз кормил чем-то. 3. Нет указательного жеста вообще, именно в связи с этим я стала читать инфо и наткнулась на «аутизм», «РАС», РДА и т.д. Хотя моторика мелкая отличная, берет семечку из моих рук двумя пальцами и кладет себе в рот 4. Не отзывается на имя. Редко и если ничем ни занят. На улице чаще оборачивается, дома чаще игнорит. Раньше вообще внимательнее был, я даже кормила его когда – просила братика двоюродного выйти, потому что он на него отвлекался очень, следил за ним. А сейчас хоть пой и пляши, не реагирует – просто ест. 5. Нет подражания. Были и «ладушки» и «пока-пока» не каждый раз но были точно, сейчас пропали. Не так давно правда махнул рукой бабушке - она ему из другой комтаны через коридор махала «привет привет». Пару раз брал кулачок подносил к уху и говорил «тя тя тя», как по тф. Один раз сделал это когда я дала тф (даже успела снять на видео), но больше не делал. Раньше в манеже когда стоял – под музыку плясал… Мои ошибки при воспитании: 1. Телевизор - включаю ему чуть ли не с рождения, сначала потому что помощников не было, потом потому что живем с племянником, а у него постоянно мультики включены. Он тоже их смотрит с рождения – но при этом очень развит (в 2 года знал алфавит, в 4 сейчас читает по слогам, умный, общительный). Вот я и думала что и моему мультики не повредят… но ошибалась. Он смотрит их как завороженный, выделяет любимые, смеется бычно в тему, есть момент когда плакал пару раз (тоже в тему там машинка ехала быстро и боялась). Не оправдываю себя, пишу как есть… 2. Гиперопека. Если подползает ко мне и вроде как что-то хочет сразу предлагаю игрушку, попить, поесть. Сама стараюсь на оперережении и попоить и игрушку дать если вижу что ему надоела другая. Из хорошего, ну или относительно хорошего. Не капризный, не истеричный. Может поныть немного – особенно когда голоден, но без истерик. Хорошо спит, хорошо ест. Сам берет печеньки, сам держит яблоко и ест. Пьет из трубочки, может из кружки но я пока не даю, обливается еще. Собственно бросил грудь в 10 месяцев в пользу прикорма. Есть всё, новое пробует в удовольствием. Каких-то страхов или неприязней нет, ни звуков (пылесос, фен), ни мест, ни цветов, ни предметов. Даже голову моет без капризов, душем лью сверху воду, он жмурится но не плачет. На горшке сидит с 8 месяцев, но если я посажу – тогда писает и какает. Сам не просится конечно. Хотя недавно подполз к горшку (он в другой комнате) и стал его двигать, я посадила и он пописал. Но скорее всего это совпадение. Ко мне привязан, но не болезненно. Может побыть с кем-то из знакомых ему, но как только видит или слышит меня – просится. Играет в игрушки. Любит крутить колеса на машинках и все что крутится, но не часами и даже не минутами. Покрутит пару раз… Сейчас машинки начал катать, запустит ее и ползет за ней, потом опять. Может катить мне а я ему, но я вступаю в игру сама, он инициативу не проявляет. В процессе игры на меня может просто взглянуть на секунду, а так смотрит на машинку. Пирамидку только разбирает, баночки матрешки складывает одну в другую. Любит сортер – пытается подобрать, лего в основном разбирает, но пытается и соединить. Любит открывать коробку вытаскивать все оттуда, а потом складывать. Открывать и закрывать двери, но опять же недолго. Сначала похлопает ими, потом начинает все вытаскивать из ящиков. В ряд не складывает, не сортирует. Любит куку – и сам прятаться может, догонялки, когда его кружат, подбрасывают, носят на шее – хохочет. Не кружится, на цыпочки не становится. Но он в принципе вообще не ходит сам, только за ручку… Как пошел около когда, вернее сделал первые шаги так и все, может ходить от меня к кому-то и обратно в рамках игры, но и только. В год и месяц мы были в гостях, где было много людей, дети, игрушки, ему было так интересно что он начал ходить сам из комнаты в комнату – под присмотром кого-то из родственников (когда видел меня сразу утыкался в колени и хватал за руку), мы думали ну все пошел, приехал домой пошел и сильно упал, на кухне кафельный пол, правда с ковром. С тех пор боится ходить сам… С этой проблемой пошли к неврологу в 1.2. Ну и сказали что ничего не показывает, не имитирует, не подражает. Невролог сказал что есть небольшая задержка – пьем уже 2 недели ноотропы. Ходить вроде начинает, но очень боится… В остальном без изменений. Невролог спрашивал может ли играть один?! Может но недолго. Если мультики включены то еще подольше – полчаса наверно, если один то и того меньше – потом ползет искать меня. Когда чем-то занят а я прихожу и он видит меня – отрывается и тоже ползет ко мне. Не любит целоваться, по настроению когда попрошу «поцелуй маму» то открывает ротик и целует, но в глаза не смотрит при этом. Может поцеловать еще кого-то по просьбе сидя на руках у этого человека, но реже чем меня и только если его поразвлекать как-то, так сказать «заслужить». Хотя когда у него прилив нежности бывает, может сам поцеловать. Я не могу сказать что его вообще нельзя научить, как-то я забила на все дела и 2 дня мы посвятили друг другу, без телевизора, убирала игрушки и мы занимались. Стал показывать слоника в книжке, солнышко, и даже маленькую божью коровку пальчиком. Покажет – я его хвалю, он улыбается. Но если с ним каждый день не повторять – мне кажется забывает. Если дать ему в руки пальчики и спросить «какой большой?» - поднимает руки с пальчиками, без моих (или чьих-либо) пальцев не поднимет руки. Это наверно единственное умение с самого детства осталось. Все тащит в рот, не есть, а именно пробует на зуб. Книжку листает – потом чуть погрызет, опять листает, и так со многими игрушками. На улице реагирует на машины, когда едут. Если стоят тянет к ним, трогает, колеса в том числе. Говорит много слогов разных, вообще лепечет много, с разными эмоциями, но ничего обращенного. Хотя когда беру на руки он меня обнимает – и что-то эмоцоинально лапочет, но не «мама», скорее «ка ка», «Катька» (меня так племянник зовет). Любит качели, карусели. На детей на площадке не реагирует. Хотя когда к нам приходил мальчик 1.9 – тянул меня за руку к нему – поиграть в догонялки, добежим до него – отворачивается и утыкается мне в колени – прячется типа. Однажды на детской площадке подошел к девочке с мамой – и что-то начал лепетать им, они не отреагировали – перешли в другое место - он за ними и опять лепетать. Но это было один раз, вообще у него как-то нет ничего систематически наверно… Но по крайней мере не боится их. Знаете, иногда мне кажется я схожу с ума, а иногда что ребенок нормальный, особенно когда он ползет ко мне на кухню смотрит, а говорю «привет», а он улыбается и ускоряется ко мне… Я не прошу Вас успокоить меня, не прошу поставить диагноз, потому что понимаю это сложно… Хочу Вашего мнения – что мне сейчас делать??? На что обратить внимание? Идти куда-то или ждать??? Как заниматься??? Готова ответить на какие-то Ваши дополнительные вопросы, потому что все и не упомнить… Готова в принципе к чему угодно, только не к ожиданию и бездействию… Боюсь упустить время.. Да и вообще боюсь… Очень жду Вашего ответа, каким бы он не был.
Здравствуйте! Первое, над чем нужно начать работать - это над формированием совместного (разделенного внимания). Начните с самого простого - приучайте его к тому, что желаемый предмет он получит после того, как посмотрит вам в глаза. Например - у вас в руках сок. Он тянется к соку рукой. Вы становитесь на один уровень у с ним - и ждете когда он посмотрит вам в глаза. Как только посмотрел - отдаете сок. Затем понемногу увеличивайте время ожидания - пусть смотрит вам в глаза 3-4 секунды, и после этого отдаете сок. Необходимо научить ребенка реагировать на ваш указательный жест, научить самому использовать указательный жест. Например, когда он тянется всей рукой к нужному ему предмету, который не может достать сам - помогите ему показать только указательным пальцем, убрав все остальные пальчики в кулачок. Тренировать это нужно не менее 30-50 раз в день на разных предметах. Также необходимо работать над пониманием речи, над произнесением простых слов во время совместных телесных игр. Например, качаете его на коленках, читаете стишок "ехали мы, ехали за грецкими орехами, в ямку заехали - БУХ!" и делаете вид, что роняете его вниз. Играете так несколько раз в день. И спустя несколько дней таких игр после слов "в ямку заехали" делаете паузу секунд на 5 - есть шанс, что ребенок скажет "бух" сам. Это и подобные упражнения нужно делать как можно чаще. Безусловно, у вас много других целей для работы будет. Но полную программу, по которой ребенок будет заниматься, вам может написать ваш поведенческий аналитик (специалист по АВА). Так как ребенок совсем маленький, безусловно, ваша АВА-программа должна быть преимущественно в игровой форме. Также хорошо себя зарекомендовали методы DIR\Floortime. Я согласна с вами, что ждать - самый плохой вариант. Начинайте заниматься, и лучше - АВА. По моему опыту скромному опыту - если маме кажется, что с ребенком что-то не так, то в 98% ей не кажется, а у ребенка действительно есть проблемы.
Огромное спасибо за ответ, Анна Викторовна! Да еще и за такой содержательный, буду все делать как Вы сказали. Пока буду ждать приема у невролога и работать по Вашим рекомендациям. Разрешите описать наши субъективные достижения за последнюю неделю. Мы любим догонялки с братиком играть – бегаем за ним, находим, потом от него бежим. Теперь мне кажется он знает слово «побежали» (ну или ассоциирует), и еще «где братик» – смотрит на него или ищет взглядом (имя брата), не всегда, но бывает. Стал иногда следить за моим пальцем когда куда-то показываю, раньше не следил. Почему-то лучше это делает на улице… Отзываться стал чуть чаще, особенно когда говорю «Елисюша будешь… (что-то?». На детской площадке встретили девочку – 1.7, какое чудо, пальчиком тычет то в него. Сын посмотрел на ее маму – поднял голову, потом на девочку, потом смущенно визгнул улыбнулся и уткнулся мне в колени. Уж не знаю насколько это хорошо и коммуникативно. А позавчера шли на детскую площадку и он (ходим до сих пор за ручку) первый раз прошел мимо всех машин и спешил именно на площадку, там игрались и визжали дети (постарше, школьники), так вот он от одного к другому ходил, меня водил, интересовался, возможно просто их криками… Еще с племянником стали друг другу катать машинку, он заметил и приполз к нам, тоже стал катать, не знаю с нами или сам себе, но присоединился. Стал иногда что-то давать по просьбе «дай». Еще момент такой был недавно, нужно ваше мнение. Вчера на даче был занят калиткой – открывал и закрывал – ходил за ней, подошли соседи по даче (ему незнакомы люди), сказали «Привет, Елисей», вы не поверите – обернулся со второго раза и улыбнулся (хотя был занят). Даже пошел к ним, правда когда подошел опомнился что чужой. Когда они ему сказали «пока Елисей» тоже «обернулся и улыбнулся». Я была удивлена. Когда кто-то из своих зовет, не дозовешься. Может надоели? Стали часто звать, как бы проверить отзовется или нет. Бывают словно пресветления, как будто просыпается ребенок. А так ну очень напрягает что трудно привлечь внимание, можно греметь, стучать, если занят – бестолку. Гиперактивности точно нет, может пока – ведь сам не ходит, но он такой флегматик Может я это все преувеличиваю, и ищу хоть какие-то подвижки хорошие… Пока фрагментарно, не систематически. Мультики минимизировала. Как Вы считаете их пока вообще исключить? Бегаем, кружимся, смеемся. Стараюсь в игровой форме, когда на него давишь - он начинает игнорить. Может нужно почаще в людные места (магазины, детские комнаты)? Благо он не боится, даже любит. Ездили первый раз в общественном транспорте – сидел смирно все разглядывал. Вчера он научился "целовать слоника" в книжке. Раньше он его показывал ручкой, вчера попросила поцеловать, он притянул к себе книжку и "поцеловал". Значит слово "целовать" он понимает? Я же не показывала. Или просто помнит звучание слова и ассоуциирует с "поцелуй маму". Ведь когда я прошу его поцеловать я держу его лицо перед собой и как бы приближаюсь к нему, может он не на слух, а тактильно понимает. И главный вопрос, в Вашем центре принимают таких маленьких? Рассматриваю возможность песетить Ваш центр ближе к 1.5 годам, тем более что мы не очень далеко.
Здравствуйте! Да, у вас действительно есть хорошая динамика, вы молодцы, продолжайте работать в этих направлениях. Особенно уделяйте внимание коммуникации - и в общественные места ходите, и на площадке детской при возможности обращайте его внимание на то, что делают дети, просите повторить. Например - "смотри, девочка делает куличик. Давай и мы такой же сделаем" и пр. Что касается понимания речи - судя по вашему описанию понимание речи присутствует, а это увеличивает наши шансы на то, что у него будет речь. Да, в нашем Центре нейрокоррекции мы принимаем детей от 1 года, поэтому вы можете к нам обратиться, пройти диагностику и при необходимости и наличии мест у специалистов записаться на занятия.
Анна Викторовна, во-первых хочу сказать Вам огромное спасибо за Ваше участие и посильную помощь, это так важно для нас сейчас. Те советы которые дали помогли мне понять насколько действенны те методики о которых Вы писали, особенно когда этим занимаются профессионалы. За прошедший месяц у нас немного прогресса, но к счастью и ухудшения нет. По поводу Ваших советов о "разделенном внимании" - у нас что-то начинает получаться. Например когда мы катаем друг другу машинку - он никогда не смотрел на меня, только на машинку. Теперь я говорю "раз два три - пуск" и при слове "пуск" должна ему запустить, но не делаю этого, пока он не посмотрит на меня, сначала смотрел вскольз, сейчас подольше. Получается даже когда он стоит рядом со мной и мы вместе запускаем - не 100%, но 80% точно. Если он к чему-то тянется или хочет взять и я жду его взгляда и не даю, то чаще всего он просто отворачивается, типа не очень и хочет, даже я бы сказала как будто обижается и если то что он хотел предложить ему тут же еще раз - вообще отказывается брать. Так что тут пока не получается. С указательным жестом тоже пока ничего, зато стал чаще смотреть туда куда я показываю пальцем. Речь пока все еще своя тарабарская, слогов много, но они не осознанные. На счет понимания речи - тут не могу сказать точно, но кажется что да. Например он понимает фразу "лопать пузыри" оборачивается в 99,9% случаев, или "будешь семечку" (любит их), или "посмотри кто пришел" смотрит в сторону входной двери или идет туда. У него есть любимые герои из мультика "Малышарики" (мультики кстати ограничили до 1 раза в день минут 30). У нас есть несколько игрушек героев, и если я ему предлагаю двух героев и говорю например "где Нюша?" (или кого-то еще) - он выбирает правильно почти всегда. Ееще мы выучили часы (настенные), когда спрашиваю "где часики так" сразу смотрит в их сторону, иногда тянет ручку, но мы повторяем это по сто раз. Наверно в этом и суть методики для работы с такими детишками. Но на имя пока отзывается через раз. Особенно дома. На улице реагирует охотнее, может просто на голос, боится меня потерять. Стал смотреть на меня иногда из коляски - особенно если стоим в магазине например в очереди долго, он оборачивается и как бы спрашивает "что стоим?", когда находимся в обществе посторонних, тоже смотрит и реагирует чаще. Имитации и подражания практически нет, мне кажется оптому что он просто за нами не наблюдает, вот и не повторяет. Но вот например он всегда внимательно смотрит когда я открываю дверь ключом, и если дать ему ключи - он тут же идет к двери и пытается вставлять ключ. В общем как мне кажется он обучаем, но не так легко с ним как с другими детьми. Но в этих методах мне видится наше спасение, если можно так сказать. Именно поэтому хочется в ближайшее время попасть к Вам на консультацию-диагностику, а потом если возможно на занятия. Подскажите как это сделать можно?
Добрый день! Вы большие молодцы, и у вас на самом деле есть динамика! То, что ребенок начинает смотреть на вас во время игровых взаимодействий, ожидая вашу реакцию - это очень много, поверьте. Это ведь не просто тренировка глазного контакта. И указательный жест - не просто тренировка жеста. Мы таким образом помогаем ему развиваться так, как развиваются нормотипичные дети. То есть не просто навыкам обучаем, а даем инструмент для дальнейшего развития. Это сейчас самая основа. Такая же основа развития - его способность имитировать ваши действия. Поэтому над этим тоже стоит работать. Что касается вашего вопроса о том, как попасть к нам на диагностику и занятия - вы можете позвонить нам в Центр, тел. 8 499 394 05 18, узнать у администратора есть ли сейчас время в графике у специалистов, или записаться в очередь
Консультация психотерапевта на тему «Регресс у ребенка после года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Образование
Российский государственный медицинский университет
Место работы
Центр нейрокоррекции детей и подростков (г. Подольск)
Сайт
Подробности

Детский нейропсихолог, АВА-инструктор и куратор программ АВА терапии (для детей с аутизмом), руководитель Центра нейрокоррекции детей и подростков в г. Подольске.

Консультирует по вопросам нейропсихологии детского возраста:

  • трудности произвольной саморегуляции, программирования собственной деятельности, проблемы невнимательности, неусидчивости, гиперактивность;
  • различные трудности чтения и письма, в т.ч. так называемые «глупые ошибки». Симптомы дислексии, дисграфии;
  • трудности при выполнении математических операций; - задержка и отставание в речевом развитии;
  • несформированность пространственных представлений, нарушение памяти, мышления;
  • леворукость, левшество;
  • задержка интеллектуального развития;
  • снижение общей работоспособности, повышенная утомляемость. 
Задать вопрос
Похожие вопросы
Рессия у ребенка двух лет
Добрый день. Моему малышу 2 года, на горшок ходит исправно с 1.7. приучился легко и быстро. С тех пор случаи когда он может пописать мимо можно посчитать на пальцах одной...
Ребёнку 2 года и 1 месяц не разговаривает все время хлопает
Добрый вечер, у нас такая проблема. Мальчик 2 года 1 месяц не разговаривает, только звуки издает(еее). Последние пол года научили хлопать в ладони, после этого постоянно хлопает. До 1 года...
Ребёнку 2 года и 1 месяц не разговаривает все время хлопает
Добрый вечер, у нас такая проблема. Мальчик 2 года 1 месяц не разговаривает, только звуки издает(еее). Последние пол года научили хлопать в ладони, после этого постоянно хлопает. До 1 года...
Регрессия фолликула после родов и гв
Здравствуйте, помогите разобраться с восстановлением гормонального фона после родов. Состою в браке 2 года, имею ребенка 1 год 1 месяц. Щитовидку ранее не обследовала, так как никогда не беспокоила меня....
Непослушание и агрессия у ребенка 3 года
Здравствуйте, у меня сын 3,2 и дочь 7 месяцев. Появление дочери, как мне кажется, совпало с началом кризиса 3 лет, плюс ревность из-за прявления малышки и ребенок стал почти неупровляем....
Периодичные психи у ребёнка
Здравствуйте! Моей дочке 2 года 3 месяца, когда ей было 1 год и 9 месяцев у неё появилась сестричка. Внимания ей стали уделять соответственно меньше , следствием чего появились психи....
У ребенка стресс на фоне рождения второго малыша, как это преодолеть?
Ребенку 2,4 года, когда ему было 1,8 родился младший брат и мне кажется именно где то в это время может чуть раньше начались проблемы, такие как: 1) мы стали грызть...