Консультации / Психология и психиатрия

Аутизм или нет

Здравствуйте! Помогите пожалуйста. Моему сыну 3 года 1 месяц. Не разговаривает. Говорит слова только по просьбе "скажи..." или "что это?", "что ты делаешь?". Спонтанно говорит только когда кто-то упал или плачет или бежит, показывает мне и говорит. Если что-то интересное видит, тоже показывает и называет. Последние несколько дней начал говорить короткие фразы "купи картошку фри", "дай конфету" , "мальчик пойдем". Слова, в основном из двух слогов, длинные слова полностью не говорит. Большинство звуков не выговаривает. Часто путает буквы, слоги меняет местами. Может отвечать на вопросы "да", "нет", не всегда правильно, иногда мне кажется, что он по интонации понимает, что задали вопрос и отвечает не по смыслу, но не всегда, чаще ответ логичен. Отвечает на вопросы "как зовут?", "сколько годиков?", "где папа?" и другие вопросы на которые выучил ответ или ответ на которые понятен по смыслу, например, "что делает мальчик на картинке?" (сидит), "куда мы идем?"(В парк, спать), "с кем ты играл на площадке?" ( С мальчиком). Кажется, что у него как бы нет потребности в речи, не стремиться научиться, не понимает зачем она нужна. Речь понимает на бытовом уровне. Понимает "нет", "нельзя". Что-то абстрактное не понимает. На имя отзывается, но иногда нужно позвать несколько раз. В глаза смотрит. Прозьбы выполняет, даже сложные. Просит, зовет, показывает если что-то заинтересовало, жалуется если больно. Но иногда если что-то нужно просто сам пытается достать или показывает пальцем, и только когда скажешь"попроси", говорит дай. Или, напремер, надо что-то открыть, говорит в пустоту "окой", не обращаясь к кому-то конкретно. Все предметы, животных, глаголы и др. знает и показывает по просьбе, называет. Знает цвета, формы, понимает много-мало, большой-маленький, считает до 5, "найди пару", "кто что ест?", повторяет окончания стишков, знает сказки и многое другое. Умеет одеваться (но приходиться долго уговаривать, сам делать ни чего не хочет), умываться, мыть руки, ест сам, ходит на горшок. Любит обниматься, целоваться, есть привязанность к родителям. Есть имитация, по просьбе повторяет движения, зарядку, пальчиковые игры, но все с неохотой. С игрушками играет, в основном, правильно, сюжетно-ролевые игры, только по "сценарию" взрослого, сам фантазию непроявляет. Больше любит подвижные игры, догонялки, прятки, "дурачиться", "баловаться" с родителями. Проявляет любопытство, заинтересованность. Любит детей, наблюдает за ними, повторяет, видно что хочет общаться, но не понимает как. Может просто за ними бегать и смеяться или стоит возле горки и всех детей ловит. С посторонними взрослыми ведет себя по разному, иногда сразу идет на контакт, смотрит в глаза, отвечает, иногда стесняется, некоторых боится, игнорирует. Дома за столом и с логопедом занимается по настроению и в основном за вознаграждение. Из того что беспокоет по мимо речи, это навязчивое повторение звуков, когда устал или когда скучно без конца что-то "лепечет" и водит ручками перед глазами или трясёт предметы около глаз (как бы самостиммуляция). В эти моменты кажется, что он как будто находиться в "своем" мире. Если отвлекать может перестать, а может проявлять агрессию. Есть определенные ритуалы. Ритуалы меняются, одни пропадают, другие появляются. В некоторые игрушки всегда играет одинаково. Например, если лепим из пластелина, то обязательно звездочку или если "лечим", то только обезьянку. Сам игры не придумывает. Зацикливается на логотипах "Билайн", "Мегофон", др. везде берет их брашюрки, смотрит на них, мычит и водит ими перед глазами. Так же зацикливается на цифрах, рекламе, бегущий строках, спутниковых тарелка. Часто бывает апатия, сложно заинтересовать, может бесцельно ходить или лежать, повторяя "свои" звуки и движения руками перед глазами. Может остро реагировать на "нет", "нельзя", упасть на пол, плакать. Может драться. Сложно засыпает. Есть проблемы с крупной и мелкой моторикой. Боится стричся, мыть голову, не дается делать массаж. Часто скашивает глаза. Бегает повернув голову. Невролог ставит ЗРР. Психолог в 2 с половиной года, поставила диагноз сенсорно-моторная алалия и как вторично РАС, в 3 года была хорошая динамика, сняла диагноз РАС и поставила ЗРР и проблема с сенсорной интеграцией. Родился в срок. Беременность протекала хорошо. Роды были долгие. Была гипоксия. У отца была задержка речевого развития. Сел, пополз, пошел вовремя. Как вы считаете аутизм или нет? Буду очень признательна за ваше мнение. Спасибо.
Добрый день! К сожалению да, действительно очень похоже на аутичный спектр. Начините интенсивные занятия как можно раньше - у мальчика очень большие шансы достичь хороших результатов в развитии. Главное - не теряйте времени, начинайте занятия по АВА, лучше в игровой форме
Спасибо Вам за ответ. К сожалению в нашем городке нет АВА терапевтов. Скажите, можно ли этому где-то научиться или может быть есть литература обучающая.
Есть обучающие курсы, в том числе дистанционные - можете поискать в интернете. Но я бы рекомендовала вам найти себе куратора или супервизора, который мог бы консультировать вас по скайпу и электронной почте. Потому что обучение займет достаточно много времени, и даже в том случае, если вы пройдете обучение, вам все равно нужен будет наставник. http://aba-kurs.com/specialists/russia/ - вот здесь вы можете выбрать себе специалиста. Что касается литературы - очень рекомендую вам книгу "Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом", авторы С.Дж.Роджерс, Дж.Доусон, Л.А.Висмара. А также книги Мэри Линч Барбера "Детский аутизм и вербально-поведенческий подход" и Роберт Шрамм "Детский аутизм и АВА"
Консультация психотерапевта на тему «Аутизм или нет» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 8 мая 2017
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.