Ребенок не понимает речь и просьбы

анонимно, женщина, 26 лет
Здравствуйте. Ребенку 1 год 9 месяцев. Ребенок не понимает речь и не выполняет даже самые простые просьбы. Пару месяцев назад проверялись у сурдолога - слух отличный, то есть проблемы со слухом исключили сразу. Ребенок не глупый, может за нами повторять наши действия (ковыряет болты отверткой, делает вид что пылесосит, мажет мне руку кремом и т.д.), но если попросить ,,принеси машину,, не принесёт. Он знает машинки, видит и сам показывает пальцем на них на улице, дома, но по просьбе не показывает и не приносит. Когда говорю ,,пошли кушать,, может сесть на место, а может игнорировать. Но когда садится я считаю это совпадением. Когда ему что то надо, показывает пальцем и канючит, говорит при этом ,,дадада,,. Не умеет просить есть и пить. Пьет из чашки сам, ест немного вилкой, а ложку никак не освоим. Горшок терпеть не может. Деток любит, общительный, говорит с ними на своем языке, говорит много, иногда слишком громко и разнообразно, но вообще ничего не понятно, то что говорит подкрепляет жестами. Ходит сам с года, приседает, ходит по лестнице сам пока неуверенно, держится за стену. Сам может надеть штаны, пытается одеваться сам. После прогулки снимает с себя шапку, может снять желетку если она расстегнута, может снять обувь и носки. Может забраться на табурет а с него на стол. До сих пор многое тащит в рот, а недавно засунул кусочек салфетки в нос, не знаю, нормально ли это в его возрасте. Кидает и пинает мячик, катает машинки. Муж приучил к телефону, сын теперь и в нем разбирается, но я пытаюсь это искоренить, т.к. не очень правильно для ребенка. Делает вид, что говорит по телефону, когда в трубку говорят, может и ответить. Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд, мы сильно отстаем в развитии и чем мы можем помочь ребенку?

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. то, что Вы описали, настораживает. Но нет ни слова о беременности, родах, раннем развитии. были ли Вы с ребенком у невролога? Что врач говорит? Мне кажется, сначала надо найти причину, и она есть! а потом уже думать, как выстраивать педагогический маршрут. Ребенок развивается, звуки есть, контактный, но что мешает? Это только после обследования. проконсультируйтесь у невролога, попросите обследовать малыша, а потом мы придумаем, как ему помочь.

анонимно
Здравствуйте. Роды были как мне кажется тяжелые: обвитие пуповиной, гипоксия, асфиксия, было кесарево. В месяц у него нашли кисту мозга, но она уже давно рассосалась. Еще он частенько ходит на цыпочках. К неврологу ходим с рождения, а с года невролог заметила, что чуть отстаем, но никаких обследований не назначила. Еще несколько раз я обращалась к неврологам, но итог один: ждите до двух лет. Невролог сказала, что то, что нет ясной речи - не так и страшно, главное, чтобы понимал нашу речь и выполнял просьбы. Но как раз и в том дело, что очень редко он что-то может сделать, но это очень редко. Знает слово ,,нельзя,, и обижается когда мы его употребляем. Говорит очень много и часто, комбинирует различные буквы и слоги: на, ся, зя, та, ма, па, кых, ба и много других звуков и их сочетаний непонятных никому. Также он не показывает животных, но на некоторых из них реагирует: стрекоза-бзз, слон-ся. Если стучит по столу говорит ,,бухх,,. Если что-то хочет то канючит ,,дадада,,. Если что-то не хочет машет головой и говорит ,,нана,, или ,,нан,,. Пальцем показывает на то, что ему надо. Вытягивает ручки, если хочет, чтобы его взяли. Еще машинку изображает ,,ррр,,. Любит танцевать под любую музыку. Общается с другими детками, говорит с ними на своем языке. Вообще говорит много, но только на своём. Если что-то хочет еще может взять за руку и отвести куда ему надо. Ребенок всегда веселый, хоть и капризный, улыбчив, любит иногда пообниматься, поцеловать маму с папой. Играет чаще с машинками, если есть настроение смотрит книжку, мнет пластилин, рисует каракули. Если пытаться заниматься с ним - часто нервничает и уходит, а если захочет сам - может и по десять минут одним делом заниматься. Ещё может покидать и попинать мячик. Если находит одежду - пытается надеть на себя. Немного умеет мыть ручки. Невролог еще говорила, что сейчас главное - чтобы умел сам есть, пить, ходить на горшок, понимать просьбы. Пьет он сам из чашки, сок из коробки через трубочку, ест вилкой. Ложку пока осваиваем, горшок не любит, может посидеть, даже пописать, но сам туда садится только на секунду и уходит сразу, плачет когда садим. Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд мы сильно отстаем и есть ли у нас зпрр или аутизм?

Яковлева Зоя Борисовна
Здравствуйте. Ну вот теперь чуточку "просветлело". Никакой это не аутизм, это раз. Стопроцентно! второе-ждем чего? Пока врачи не скажут :"А где Вы раньше были?" Я понимаю, что не везде есть узкие специалисты, но не в тундре же Вы живете? Нет нужного специалиста-есть Управление, отдел здравоохранения-они обязаны дать направление на консультацию туда, где есть! Вам нужен хороший невролог, работающий с детьми с ЗПР, сделать полноценное обследование мозга. Кисты нет, а почему до сих пор ребенок не опирается на всю стопу? Фиксируется отклонение, а причину выяснить не надо? Не понимаю!!!! тяжелые роды-уже ребенок в группе риска, уже должна быть назначена поддерживающая терапия! Да хоть внутричерепное давление измеряли? Словом. ищите невролога, психоневролога, который будет наблюдать ребенка сейчас и в начальной школе! Что касаемо развития, то сейчас логопед и дефектолог не помогут, очень маленький. Только Вы, каждоминутно, каждодневно развиваете малыша. Все показываете, рассказываете: листочек зелененький, тоненький, одуванчик беленький, кошка пушистая, мягкая и т.д. Это вы знаете, что вода мокрая, а камень тяжелый, а ребенок откуда? И по нескольку раз! Готовите дома еду-дайте картошку, морковку, огурчик-пусть играет, пробует-объясняете вкус, говорите, что это овощи. Ну, понимаете,да? Наверно, больше ничего сказать не смогу, без диагноза предполагать, что будет дальше - неправильно. Удачи Вам, терпения и здоровья!

анонимно
Здравствуйте. В том то и дело, что особо нам ничего не говорят, говорят что ничего страшного нет, а я вижу что он не тупой, но что-то не так. Нам кололи пантокальцин, когда ему был месяц, далее только вечное ,,ждите,,. И ещё хотелось бы уточнить, если ребенок вот такой, это уже означает, что он всё, отсталый?

Яковлева Зоя Борисовна
Ни в коем случае, никогда не вешайте "ярлык" на ребенка! И не сравнивайте ни с кем! Только отслеживаете этапы развития своего малыша, что не умел-что получилось, что не говорил - что сказал. Вам нужен хороший врач. Нужно обследование. Нужны занятия, определенная программа, которая составляется после уточнения диагноза. Где Вы живете? Если есть возможность, обратитесь в ИКП РАО на Погодинской 8, Москва. Там Вам точно помогут, неврологи этого центра работают именно с такими детками и не будут говорить :"Ждите". Если это нереально, ищите в своем районе, области Центры по развитию и коррекции детей с ЗПР, есть они, есть! надо только поискать.

анонимно
Здравствуйте. Спасибо за ответ. Да, в самое ближайшее время пойдем к своему неврологу снова, будем добиваться, чтобы обследовали малыша. Обидно только слышать ,,ждите,, даже от платного невролога, к которому мы месяц назад ходили. Скажите пожалуйста, ЗПР у нас проявляется именно непониманием речи, или это ещё и связано с речью на своём детском языке, или у нас всё по чуть-чуть? Буду благодарна разъяснению, так как безумно расстроена, так тяжело признавать, что у родного малыша задержка в развитии?

Яковлева Зоя Борисовна
Дорогая моя. не надо безумно расстраиваться, это непродуктивно! Задержка - это не приговор, это обратимый процесс. НО! он требует терпения. последовательности и помощи врача. И все наладится. Только в школе тоже на первых порах нужна будет помощь и контроль. Но это же не смертельно? А теперь разберемся, что же такое ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые (понимаете?) нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% у детей. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения (проблемы в Вашем случае-в родах), поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой. Т.е. Вы все показываете, даете потрогать, даете пощупать, сопровождая объяснениями, что это, какое это, зачем это. Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Это значит, долго не нагружаем ребенка, не требуем выполнения большого объема задания. только понемногу. но постоянно! Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания. Соблюдаем строгий режим дня, дозированно телевизор-компьютер-приставки. Недолго находимся в гостях, меньше шума и раздражителей. Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Учим детские стихи (лучше Барто), стараемся рисовать то. о чем читали. что видели. У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы. А вот это уже проблемы школьного обучения. Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией). Но при помощи логопеда это исправляется, поверьте! Ну вот, не так уж все страшно. Просто наметьте путь действий, найдите логопеда или дефектолога, проконсультируйтесь у невролога и за дело!

Консультация врача логопеда на тему «Ребенок не понимает речь и просьбы»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 4 мая 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.