Произношение звуков

анонимно, женщина, 32 года
Здравствуйте. Мне 32 года. И у меня проблемы с произношением звуков ш, ж, щ. А так же очень быстро говорю. Что порой останавливаюсь и говорю заново, медленно. При этом часть звуков просто проглатываю, недоговариваю. Если тороплюсь или волнуюсь-немного заикаюсь. Такая проблема была с детства, семейная черта. Почти схожие проблемы у отца и двоюродных со стороны отца. В 12-13 лет неделю занималась логопедом и тогда 9 звуков осталось только эти 3. Училась хорошо, только ошибки в письменной речи чаще были речевые. Когда школу заканчивала логопед сказала ,что дальнейшем мне поможет только самоконтроль, т.к. речь уже сформирована. Хотела бы знать что у меня за патология(подозревала дислалию), чтобы можно было самостоятельно пытаться это исправить. Когда я спокойна мне порой получается правильно поставить язык и чисто произнести звуки ш, ж.

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Скорее всего Вы правы, когда говорите о дислалии. Функциональная дислалия обусловлена неправильно закрепленными образцами речи. Это полностью влияние среды. Чаще всего – это сердобольные бабушки, которые в прямом смысле сюсюкаются с ребенком и от своей чрезмерной любви коверкающие слова и звуки. Ребенок запоминает именно такие формы слов (воспринимая их, впрочем, как и все остальное, как неподдающуюся сомнениям истину) и впоследствии именно так их и произносит.Это умиляет, когда так говорит двухлетка, но такое закрепленное произношение сохраняется и в дальнейшем. И становясь старше, ребенок не понимает, почему то, что раньше было правильным, вдруг становится другим. Возможно, что ненормативные формы звуков передаются ребенку теми людьми, которые сами не могут их воспроизводить (косноязычие, заикание и другие нарушения у людей, непосредственно общающихся с ребенком). Еще один случай приобретения функциональной дислалии – это деградация речевых навыков, когда ребенок попадает в среду детей, либо младших по возрасту, либо просто хуже говорящих (если их много, например, в детском саду, то вероятность такого отката назад намного выше). При обоих видах дислалии – и функциональной, и механической происходит замена звуков более простыми для воспроизведения. Наиболее распространенными являются сложности с такими звуками как •р и р’ •л и л’ •ш, ж •к, к’ •г, г’ Формы дислалии. Чтобы более эффективно провести лечение и коррекцию, нужно знать, как технически происходит воспроизведение звуков речи. Специалисты выделяют несколько основных форм дислалии, которые указывают на различные причины и механизмы неправильного артикуляционного процесса: •акустико-фонематическую, •артикуляторно-фонематическую, •артикуляторно-фонетическую. Акустико-фонематическая дислалия вызвана неспособностью улавливать (слышать и соотносить) отдельные фонемы. Здесь речь идет о недостаточной развитости фонематического слуха (при этом в целом слух нормальный). Не выделяя фонему в звучащей речи, ребенок заменяет ее наиболее похожей. Артикуляторно-фонематическая дислалия наблюдается у тех, кто все понимает, как надо сказать, но технически не может это воспроизвести. Чем ребенок младше, тем чаще это явление встречается. Нужный звук заменяется другим – тем, который легче произнести. Иногда в период освоения новых звуков можно услышать то правильное, то неправильные звучания. И третья форма — артикуляторно-фонетическая – говорит о том, что искажается сам способ произнесения звука, звук становится более или менее похож на нужный. Те, кто слышит слова с такими звуками, легко понимает, о чем идет речь. Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений: Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку. Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот. Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку. Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти. Выговаривание скороговорок. Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Консультация врача логопеда на тему «Произношение звуков»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 25 апреля 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.