анонимно, женщина, 2 года
Здравствуйте меня есть доченька ей 2 года и 8 месяцев меня беспокоит ее речь Говорит она много строит предложения с 3-5 слов например дед аботе(на работе), баба дома, мама и Катя гуляли,мама пойдем домой, рассказывает простенькие стишки словарный запас большой, знает большой и маленький, горячий холодный основные цвета, всех родственником знает по имени, но меня беспокоит что не выговаривает много букв и когда говорит ничего не понятно.Много читаем она любит книжки знает много стихов и дополняет меня когда читаю, как помочь ребенку научиться выговаривать буквы или пора обращаться к логопеду? Очень переживаю
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Для начала я приведу отрывок из учебника, чтобы Вы поняли, что у Вашей доченьки все "по плану", а потом отвечу на Ваш вопрос.
Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.
На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки:
▪ в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел?
▪ в числе и падеже «Вот лубасек» — Вот рубашка.
▪ не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ).
Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ.
Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.
Вы уже поняли, что время, терпение и внимание к ребенку-Ваш инструментарий. А еще речевые игры. Посмотрите в интернете, так и наберите-логопедические игры для детей 3 лет. Описывать их здесь-места не хватит! Звукоподражание голосам животных, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры-это все стимулирует развитие правильной речи. Ну, если к 4 годам будет что-то не получаться, значит, придете к логопеду и позанимаетесь. Главное, что ребенок развивается нормально!
Ответ опубликован 19 апреля 2017