Ребенку 2 5 года не говорит не жует

анонимно, женщина, 31 год
Добрый день. Нашему сыну 2,5 годика, не разговаривает, за исключением мама и папа, в основном издает звуки - кай и жмет ручки, значит дай, ляля, ка - ка - это и пока и в туалет, ааа - звонит в телефон, го - го- горячо и лошадка, кы - кышь и кот, ууу- стреляет, имитирует звук машины, щелкает язычком. Собирает картинки-пазлы из 2-4 частей, вкладыши разной сложности (животные, предметы, геометрические фигуры с разным разрезом - ровный, зигзаг, волна), собирает и убирает мозаику, понимает как катать круг и колбасу из пластилина, рисует на мольберте палочки и иногда круги, совсем недолго может выполнить шнуровку, буквально 2-3 стежка. Одевает плавки, носки, колготки, штаны, куртку сам, некоторую обувь может сам надеть. Здоровается за руку, машет привет и пока. Показывает папу на фото, если спросить где папа, подойдет покажет. С мамой дело не так обстоит, когда зову, подходит, улыбается, в глазки смотрит, но не долго, обнимает, целует. Указательного жеста нет, подводит к тому что надо и ждет когда дам. Не любит книги, ни смотреть ни дает читать, закрывает и убирает. Любит музыку, может выполнять движения из детских песенок - хлопать в ладоши, топать, кружиться, летать, играет в сороку - ворону, загибает пальчики показывая сколько ему лет, сейчас просто все загибать стал. Странно проявляет радость, жмурится и жмет ручки. Моет руки, чистит зубы, умывается сам. Писает в детский унитаз и на горшок, по большому не всегда ходит на горшок. Может группировать предметы на шарики и кубики, может разделить на маленькие и большие кубики. Катает машины, кидает мяч, много бегает, залезает и съезжает с горок. К детям относится нормально, взрослых, особенно женщин опасается. Если покажешь на предмет и скажешь дай, то дает, но если сказать дай шарик, мячик и пр., то указание не понимает, также как и не показывает на картинках, например животных, издает звук ииии, показывает все подряд и убегает. Может разделить магниты по цветам в разные баночки на красные, зеленые, синие. Ест все, НО только в состоянии густого пюре с кусочками, жует плохо, интереса к твердой пище почти не проявляет, когда был маленький, не интересовался прорезывателями, не тянул ничего в рот. Если попадаются большие кусочки, или глотает или выплевывает. Были у невролога в 2,1 года ставит ЗРР и ММД, пропили пантогам и церетон, делали узи шеи, были у сурдолога, эпилептолога, показания в норме. Невролог, и все обследования включая, ЭЭГ сна, УЗИ шеи, консультации сурдолога, эпилептолога, логопеда, дифектолога, специалисты говорят занимайтесь больше, учите всему, если раньше этому не учили, не занимались. Очень переживаем, занимаемся с логопедом, сама занимаюсь дома, через 2 месяца, ребенку будет 2,10 мы идем в садик. После 5 занятий с логопедом по просьбе и с моим участием произносит некоторые звуки животных - ууу волк, ко-ко курочка, пи мышь, щелкает языком как лошадка, издает звук поцелуя, открывает ротик как рыбка отпускает воздух. Стал тянуть звуки ааа, ууу, иии, эээ, ооо. Проговаривает слоги ба, бо, бу, би. Но только по просьбе. Стал стучать в дверь, когда говорю тук-тук, стучит в барабан бо-бо (бом). Стал намного лучше дуть пузыри. Из минусов, прежде чем взять машину, провернет колеса, как проверяя инерционная ли она, потом катит нормально. Еще иногда может ставить в ряд предметы не относящиеся к игрушкам - контейнеры, бутылки из под молока, шарики если разбросаны по полу, собирает их в одно место, убирает в коробку или в бассейн. Похоже ли это на аутизм? Или на неврологию? Спасибо.

Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Здравствуйте! По вашему описанию я не увидела признаков аутизма. Разве что трудности с жеванием - такое действительно встречается при расстройстве аутистического спектра, но только вкупе с другими симптомами. Изолированно этот симптом не говорит об аутизме. Нужно учить его жевать - можно с помощью специальной сеточки для грудничка (ее для фруктов используют), можно демонстрируя как вы жуете. Плюс, конечно же, постепенно делая кусочки все больше и больше. Помимо жевания самая большая проблема, которую я вижу - это то, что он возможно не понимает обращенную речь. Вы говорите, что он не может выбрать мячик среди нескольких разных предметов, не показывает в книге животных. Если это так, то именно над пониманием речи и над работать в первую очередь. В остальном вы большие молодцы - развиваете и мелкую моторику, и над речью работаете, и над визуальным восприятием, мышлением и пр. Напишите, пожалуйста, пытается ли он как-то обратить ваше внимание на то, что ему интересно? Например, если папу в окно увидит, если самолет пролетит - будет ли он как-то пытаться отследить вашу реакцию? Пуст нет указательного жеста, но может быть он рукой потянется в сторону того, что его заинтересовало? Если вы не даете ему какой-то предмет - он будет смотреть только на предмет или вам в глаза (мол, отдай)? Вы говорите что ук.жеста нет и он подводит к нужному предмету и ждет, что дадите. А если предметов несколько на высокой полке и вы попросите показать, что ему нужно - как он отреагирует?

анонимно
Добрый день!) Над жеванием работаем, приобрели сеточку, плюс выполняем упражнения по рекомендации нашего логопеда. По поводу указательного жеста, например, если он хочет, чтобы я дала ему витаминку, то он машет рукой, в ее сторону, я спрашиваю что ты хочешь, покажи пальчиком, он пытается показать, говорю, скажи мне дай, он жмет ручками говорит кай - кай и показывает на витамины. Тоже самое с соком, который стоит на полке. Если хочет йогурт, то ведет к холодильнику, открывает его и машет в сторону полок, где хранится этот продукт. Если хочет воду или чай, то берет кружку, меня или мужа за руку и ведет на кухню, залезает на стул, потом, если это чай, мы даем ему пакетик, он его разворачивает опускает в стакан, добавляет ложку сахара, выкидывает этикетку от чая в ведро, ну и ждет когда нальем воду. Если говорю, ему спасибо, то он тоже наклоняет голову в ответ. Если стоим на остановке и он не хочет ехать, то показывает рукой в сторону аллеи (там детская площадка, голуби). По поводу привлечения нашего внимания, если вместе стоим у окна и папа идет, то он показывает в его сторону, но в глаза как то не смотрит, в основном на объект. Получается, что по желанию не делится, делится только по просьбе. Обращенные слова, именно в словесной оболочке, без каких либо наших указаний в виде жестов, практически не понимает.

Никитина Анна Викторовна
Здравствуйте! Что касается развития такой сферы, как понимание речи - стратегии работы разнятся в зависимости от метода, который вы выбираете, и соответственно от специалиста. Если брать классическую логопедию - в ней, насколько я знаю, принято работать сначала над пониманием речи, то есть над накоплением пассивного словаря. Сейчас очень популярен метод игровой логопедии, и в нем они идут от мотивации ребенка и от говорения. Идея в том, что если ребенок научился называть предмет/действие - значит он его понимает. В АВА-терапии есть метод обучения отдельными блоками, в котором ребенка учат выбирать предмет, опираясь на устную инструкцию вида "дай банан" в присутствии отвлекающих предметов. Более конкретные рекомендации, к сожалению, сейчас дать не смогу. Для этого необходимо выявить актуальный уровень знаний ребенка, его мотивацию и многое другое.

анонимно
Анна Викторовна, подскажите пожалуйста, какие приемы и методы, для понимания обращенной речи, можно попробовать использовать в занятиях с ребенком?

Никитина Анна Викторовна
Непонимание устной речи - это далеко не всегда аутизм. Это могут быть трудности по типу сенсорной алалии. Трудности с жеванием - также могут быть как симптомом аутизма, так и не являться им. То, что ребенок не использует речь для общения - здесь нужно посмотреть, развита ли речь достаточно для того, чтобы он мог ее использовать. Чтобы разграничить аутизм от задержки речевого развития, нужно проследить, пытается ли ребенок общаться доступными ему, неречевыми способами. Например, ребенок у которого нет аутизма, но наблюдается задержка речевого развития, будет пытаться коммуницировать всеми доступными способами: в течение дня будет часто подходить к родителям по самым разным поводам; будет использовать мимику, чтобы показать свое недовольство, удивление, радость; будет жестикулировать - разводить руки в стороны, чтобы показать что чего-то нету/что-то исчезло, кивать головой "да" и "нет" и так далее. Сюда же относится и указательный жест как способ коммуникации. Сюда же - глазной контакт. Я не зря задавала вам вопрос, будет ли ребенок смотреть вам в глаза или же только на предмет, когда вы у него что-то забираете. Дети с аутизмом, как правило, смотрят на руку взрослого или на предмет, в то время как нормотипичный ребенок посмотрит обязательно в глаза, чтобы узнать почему взрослый не отдает его. Таким образом, необходимо смотреть на ребенка комплексно, а не на изолированные симптомы. Если ваш малыш в целом избегает коммуникации, в том числе неречевой, тогда и отсутствие указательного жеста, и трудности понимания речи, и проблемы с жеванием можно отнести к расстройству аутистического спектра

Консультация психотерапевта на тему «Ребенку 2 5 года не говорит не жует»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 18 апреля 2017
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.