Консультации / Логопедия

Заикание

Моему сыну 18 лет. Заикание у него стало наблюдаться с 3-4 летнего возраста,путем общения с мальчиком старше него на год,который заикался.Сложа руки не сидели. Сразу же стали заниматься у логопеда. В 6-7 лет заикание прошло. Последние 5 лет возобновилось. Что вы можете порекомендовать?
Здравствуйте. Это связано с перестройкой организма, сменой отношений между сверстниками, увеличивающейся учебной нагрузкой. Терапия заикания медикаментозными средствами и традиционно используемыми для этих целей логопедическими приемами, симптоматической суггестией или гипнозом, как правило мало эффективна. Улучшение, если и наступает, то относительно кратковременно. Стойкий эффект дают занятия с психоневрологом. Пациенты, прошедшие курс занятий в один голос говорят, что заикание присутствует, но «оно само по себе, а жизнь – сама по себе», «оно иногда мешает, даже усиливается, но из-за этого я не чувствую себя ущербным»; и что более важным в психотерапевтических занятиях было обучение уверенному поведению, т.н. «речевой наглости», направленной на преодоление двух негативных тенденций, которые присутствуют в обществе по отношению к заикающимся – потворствующей и прерывающей. Потворствующая (основанная на жалости) тенденция проявляется тем, что окружающие всячески стараются помочь страдающему заиканием высказать мысль, фактически проговаривая ее за него. Они также разрешают им не выполнять ряд привычных для каждого человека социальных функций (сходить в магазин, договориться с кем-нибудь о встрече, узнать у прохожего, который час, уточнить адрес или местоположение и проч.). В школе такие учащиеся избавлены от необходимости выступать у доски или отвечать урок вслух, участвовать в коллективных мероприятиях в классе. Потворствующая тенденция служит основанием для формирования мощной вторичной выгоды. Другая тенденция - доминирующая (прерывающая) характеризуется тем, что заикающихся никогда не дослушивают до конца взрослые и (или) подвергают насмешкам сверстники. Личностные особенности пациентов, страдающих заиканием, часто представлены нерешительностью, робостью, стеснительностью, тревожностью, несамостоятельностью, социальной интравертированностью, отсутствием веры в себя, низкими притязаниями и самооценкой.Отсюда следует один очень важный вывод: лечить надо не столько само заикание, сколько оказывать воздействие на те условия, которые поддерживают неадаптивное речевое поведение. Преодолеть эти тенденции позволяет соблюдение ряда правил. Они вытекают из выше изложенных предпосылок и получили эмпирическое подтверждение. Правило 1. «Говори громче». Усиление громкости речи автоматически делает ее более ритмичной, четкой и выразительной, согласованной с дыханием. Этот прием способствует синхронизации речи, мышечного тонуса и дыхания. Человек, говорящий громко, уже не может чувствовать себя кинестетически зажатым, а, следовательно, стеснительным и робким. Кроме того, громкая речь способствует активизации визуальной системы приема и переработки информации (правило 2). Правило 2. «Не смотри вниз». Эмпирически установлено, что обращение к визуальному каналу (взгляд направлен вправо или влево вверх) резко улучшает качество речи. При этом пациенты могут произносить относительно длинные фразы или вести диалог, не заикаясь. Закрепление этого навыка важно еще и потому, что визуалистам, как это следует из базовых принципов НЛП, в значительной мере свойственны такие качества как напористость, настойчивость, доминантность и др., чего как раз не хватает лицам, страдающим заиканием. Правило 3. «Оставляй за собой последнее слово» направлено на преодоление последствий потворствующей и доминирующей тенденций. Пациенты вырабатывают навык завершения речевых ситуаций, что укрепляет чувство уверенности в себе, осознание того факта, что они управляют ситуацией, не позволяют другим сделать себя объектами речевых манипуляций. Правило 4. «Отстаивай свои интересы» предполагает, что заикающийся подросток делает акцент на содержательной части речи, а не на качественных ее характеристиках. Оно включает развитие навыков диалогового общения, умения договариваться, отстаивать свое мнение. Нами, в частности, использовался такой прием: на первых занятиях с заикающимся договаривалось, что занятия с ним будут начинаться в строго назначенное время, на которое никто не вправе посягнуть. Далее, через 3-4 недели вводился проверочный тест: на это же время назначались клиенты, часто достаточно конфликтные, с которыми пациент-подросток должен был самостоятельно договориться. Вмешательство психотерапевта допускалось только в том случае, если заикающийся действительно пытался отстаивать свои интересы. Одна из таких ситуаций закончилась тем, что пациентка пропустила впереди себя несколько человек и была вынуждена ждать окончания приема, обращаясь к психотерапевту с вопросом: а как же я? В другой раз она действовала более решительно, используя этот опыт в другой проблемной ситуации, покупая товары на рынке. Наверно, это все. что я могу сказать, т.к. сама с такими взрослыми пациентами не работаю. Извините. если не смогла Вам помочь.
Консультация врача логопеда на тему «Заикание» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 апреля 2017
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Задать вопрос