Консультации / Психология и психиатрия

Ранний аутизм или особенности характера

Добрый день, доктор! Помогите пожалуйста развеять мои сомнения. Возможно я пишу рано, но с некоторого времени думаю только об этой проблеме… Сыну 1 год и 1 месяц. Родился в срок – плановое кесарево, 8/9 по Апгар. Разивался нормально, физически чуть медленно: поздно уверенно стал держать головку (3 месяца, поздно стал переворачиваться (6 месяцев), то есть перевернулся в срок и потом какое-то время не пользовался этой функцией, поздно сам сел (8 месяцев) - (если посадишь сидел). Невролог сказал что все нормально, просто «не видит для себя функциональной необходимости», когда стало нужно просто сам стал садиться. Легка мышечная дистания, прошла без медикаментозного лечения. Пошел за 2 недели до года, вернее сделал первые шаги. Сейчас отлично и с интересом ходит за ручку, либо если я держу палец у него «за шкиркой», как только убираю палец разворачивается и утыкается мне в колени – боится. Опять же невролог сказал: «имеет право бояться». Ходит от меня до дивана и обратно. Ходить нравится, дойдет до меня, кидается в руки и смеется, но воспринимает это как игру, нежели полезную функцию. Если что-то нужно – то он ползет. Месяцев до 8-ми был очень добрый, контактный, улыбчивый мальчик. Отвечал на улыбку всем, даже если едим в лифте и ему кто-то улыбнулся. Любил обнимать и целовать, был очень доюрожелателен ко всем. После 8-ми месяцев все изменилось, я связала это с взрослением, возможно напрасно… После года я начала задумываться… к нам в гости приехал троюродный брат – который старше на месяц и я поняла что мой мальчик «другой». Не такой контактный, не такой доброжелательный. Перерыла массу информации по поводу аутизма и вот пишу Вам… Что беспокоит: 1. Нет указательного жеста, вообще. Хотя моторика развита с малого возраста очень хорошо, в 4-5 месяцев листал книги, сейчас крутит колеса, нажимает кнопки указательным пальцем, берет у меня из рук семечку двумя плаьцами и кладет себе в рот. Но ничего и никого не показывает. Даже не оборачивается в сторону мамы если спрашивают «где мама». К маме привязан, но не «болезненно». Если видит меня просится и ползет ко мне, если не видит то может провести время с кем-то другим. Но избирателен, любит маму, бабушку. С остальными по интересам. (опять же раньше был доброжелателен ко всем) 2. Слабый контакт глазами. Не то что он не смотрит, я не могу сказать что вообще не смотрит. Внимание можно привлечь, но тяжело… и если он не занят. Когда ест смотрит не на меня, когда играем в куку – в глаза. Если пытаться навязчиво поймать взгляд отворачивается – при чем как будто понимает чего я хочу и намеренно не смотрит. Сегодня гуляли – он проснулся в коляске – я заглянула и улыбнулась ему, он посмотрел на меня и улыбнулся в ответ. Через пару минут я повторила это – уже не смотрел на меня ни в какую. (опять же раньше любил смотреть, и был более заинтересован в визуальном контакте) 3. Слабая имитация. Не то чтобы ее совсем нет, до года махал «пока-пока» - потом перестал. Умеет ладушки – но делает не по просьбе, а когда сам захочет. Недавно поднес руку к уху и начал «тя-тя-тя» - как будто говорит (при этом на мен не смотрит). Попросила повторить – сделал еще раз, еще раз попросила – отмахнулся от меня. Подношу к уху телефон отмахивается, но один раз повторил (успела снять видео). Больше не делает. Хотя до года делал… Вообще игнорит мои попытки обучить его жестам. 4. Не отзывается на имя… если занят вообще не дозовешься никак. Были у ЛОРа она спросила отзывается ли на имя, позвла его - со второго раза посмотрел в ее сторону. При этом если сидит с кем-то но слышит мой голос сразу проявляет желание ползти ко мне. 5. Звуки произносит, но как мне кажется без обращения к кому-либо, просто что-то лепечет сам себе. Хотя когда капризничает говорит «мама мама», или если что-то не хочет например одеваться, говорит что-то вроде «неня», я так думала это ненадо. Звуки есть «баба», «папа», «гага», «дядя», сейчас вот твердит все время «Катька или гадьга» (меня зовут Катя и племянник который живет с нами называет меня Катька). Но опять же звуки проде и понятные, но без обращения к кому-либо. 6. С детства есть одно странное движение, возникает при эмоциональном возбуждении. Выгятивает руки перед собой и словно на мотоцикле заводится, одной рукой как бы сжимает рычаг ГАЗ и ножками трясет. Обычно если какой-то момент в мультике, или дали пожевать что-то внуское (то есть при положительных эмоциях), при этом чаще улыбается. Игрушки любит и играет с ними, но так же интересуется и бытовыми предметами, но не более чем игрушками. Любит стучать дверями, открывать и закрывать ящики, складывает чашечки-матрешки, разбирает и пытается собрать пирамидку, так же с ЛЕГО – разбирает и пытается соединить. Если показываю что куда вставлять – играет с сортером. Играть может один, полчаса точно, потом надоедает и ползет меня искать. Подползет – утыкается в колени, беру на руки – чуть посидит – обнимет и слезает вниз на пол. Особо на руках никогда не хотел сидеть. Возможно я не часто держала – так как до 4-х месяцев не было помощников. Мультики любит, свои, определенные, но по возрасту, смеется над одними и теми же моментами, но адекватно сюжету. Не истеричный и даже не очень капризный, если не хочет спать и не лезут зубки вполне спокойный ребенок. Спит с детства хорошо и спокойно. Засыпая любит теребить мне руку, шею, во сне тоже подкатывается поближе ко мне, любит когда обниму или положу руку ему на спинку. Как и все дети любит когда его кидают вверх, хохочет когда делаешь «куку», сам может закрываться чем-то и выглядывать, при этом улыбается и смотрит на меня. Тот редкий момент когда смотрит в глаза. Есть очень хорошо практически все, сам ест яблоко – держит в руке, печенье, пьет из трубочки – держит бутылку сам. Может и из кружки, но пока не практикую – обливается. Если попросить что-то дать – еду, игрушку – не дает, просто игнорит. Хотя раньше пару раз угощал печенькой. Но с едой понятно – он сам любит поесть, а вот игрушку тоже не дает, дает только соску если попросит – сует мне в рот. На улице очень серьезный, но за детьми наблюдает – как-то смеялся видя как дети качаются на качелях. С нами часто живет его братик двоюродный – он любит следить за ним, даже прошу его выйти если мы кущаем, так как отвлекается. Сам с ним не играет, но если я беру его за руки и мы бежим к нему на встречу – братик его обнимает и сын хохочет. Но я прочитала что дети могут воспринимать людей как предметы, вот и не могу понять как он воспринимает… К нему не обращается, не пытается поиграть с ним сам. Но наблюдает, хохочет если чем-то рассмешит его брат. Не любит когда его целуют, обнимать любит, а при попытке поцеловать отпихивается и отворачивается. Раньше любил. Мне говорят что потому что я сама его редко целовала маленьким… Но иногда может сам поцеловать бабушку, редко но бывают минуты нежности. Не любит когда я пытаюсь его учить – показываю в книжках что-то и называю, но переворачивает страницу. Хотя когда я учу его пирамидку делать или сортер – смотрит более внимательно. Ходит на горшок когда посажу, но пока не просится… И вообще ну нет у него понимания где что или где кто… Беспокоит именно какой-то регресс… то что умел раньше не показывает сейчас, хотя в целом прогресс тоже есть. Выглядит он умным – часто люди думали что он старше,мимика живая, эмоции живые. Но я читала что аутисты могут выглядеть «умными». Все твердят что просто характер такой… Но у меня закрались сомнения и точат изнутри… Я понимаю доктор что невозможно поставить диагноз заочно, да я и не прошу. Прошу лишь Вашего мнения. А так же стоит ли показать ребенка врачу очно и какому? А так же на что мне обратить внимание?
Здравствуйте! В этом возрасте я не могу говорить об аутизме и даже пока о ЗПР. То, что Вы описывается укладывается в широкие рамки для этой возрастной группы. Дорастите до двух лет, а там посмотрим. поздно не будет.
Здравствуйте, еще раз Ариель Аркадьевич! Простите за назойливость, с момента моего вопроса прошло уже почти 2,5 месяца, и мне хотелось бы еще раз услышать Ваше мнение и возможные рекомендации. Ребенку скоро 1 год и 4 месяца, развития как такового нет за последние 3-4 месяца, ухудшений к счастью вроде тоже. Еще раз начну с того что беспокоит. 1. Слабый зрительный контакт. В глаза смотрит редко, в основном утром после пробуждения, на улице чаще, в людных места. От посторонних отворачивается, особенно если едит в коляске и с ним пытаются заговорить отворачивается. Сейчас вот стал оборачиваться иногда и смотреть на меня из коляски когда долго стоим в очереди в магазине, как бы спрашивая «когда поедим уже» (как мне кажется). Или когда к нему кто-то малознакомый подходит. 2. Отсутствие имитации – ни ладушки, ни «пока-пока», ни машет ручкой, ни топает ножкой – ничего не повторяет, научить не получается… Делает то что нравится – пытается переключать пультом, крутит руль в машине когда папа берет его на колени за рулем, если это можно считать имитацией. 3. Слов как таковых нет. В последние время бывает обращается ко мне «мама мама», иногда говорит «баба». В остальном говорит какой-то набор слогов «кааба», «дяка», «катя», «гои» ну и прочую тарабарщину. Когда едит в коляске бывает что-то говорит сам с собой, когда играет тоже бывает берет в каждую руку по игрушке, смотрит на них поочередно и что-то говорит. 4. Нет и не было указательного жеста, вообще никак ни рукой ни пальцем. За поим пальцем тоже редко следит или смотрит туда куда я показываю, на улице чаще. Раньше в книжках хоть лодошкой иногда кого-то показывал когда учили. Сейчас нет, хотя взглядом смотрит туда про что я спрашиваю, улыбается. 5. Любит машины, и игрушечные и настоящие, когда видит их на улице весь напрягается и перебирает ручками и ножками. 6. Не понимает обращенную речь, на просьбу ДАЙ игрушку если она в руках не дает, остальные более сложные просьбы не понимает вообще. Игнорирует. Понимает когда ругаю, может по интонации, тогда плачет и ходит за мною чтобы пожалела его. 7. На имя отзывается плохо, особенно дома и если занят чем-то. Лучше реагирует если после имени сказать например «будешь пить, печенку или еще что-то». Зато на фразу «давай пускать пузыри» оборачивается почти всегда. 8. До сих пор все грызет, то есть не то чтобы только грызет, но любую игрушку пробует на зуб. В остальном: 1. Хорошо спит, хорошо ест. 2. Страхов и привязанностей к чему-либо нет 3. Играет с игрушками,недолго, пару минут, посмотрит, погрызет. Как я уже говорила любит машины с ними может подольше играть, большие запускает по квартире и ползает за ними. Если я подключаюсь не против, но и не выражает интузиазма, когда я ему запускаю машинку улыбается, но на меня не смотрит – на машину. Маленькие машинки модельки перебирает просто, обсматривает, крутит колеса, но недолго пару раз крутанет, но практически у каждой так. С такой вот коробкой с маленькими машинками может посидеть минут 5-10. Любит сортер, тоже с ним может немного посидеть – открывает достает деталь и начинает крутить его, хотя вставляет ни туда куда нужно. Любит когда я ему показываю куда вставлять, но на меня тоже не смотрит в этот момент. С пирамидой так же, когда я подаю кольца надевает, сам реже. Любит открывать и закрывать ящики в шкафах, иногда вытаскивает что-то оттуда, потом кладет обратно, любит стучать дверями ящиков, но недолго. 4. Любит гулять на улице, может идти к двери и начинает вертеть ручку. Иногда берет за руку и ведет к двери – зовет гулять. На улице любит в коляске сидеть, в 1.3 месяца стал ходить без моей руки, думала будет убегать, но нет, идет куда-то потом оборачивается и обратно ко мне. Любит качели, карусели. Чувство страха есть, держится крепко, ходит очень и очень осторожно. 5. Людных мест не боится, людей тоже (если не лезут к нему), детей тоже. Любит детские комнаты, бассейн с шариками, когда дети там визжат и играется наблюдает и улыбается. Любит выкидывать шарики из бассейна. Смеется когда его валяю там. 6. Привязан ко мне сильно. В моем присутствии больше ни кого не подпускает кроме разве что бабушки немного. Но когда мне пару раз приходилось на день его оставлять с бабушкой – она сказала что ведет себя намного лучше, не ноет не капризничает, с остальными домочадцами лучше контактирует, подпускает к себе. Ариель Аркадьевич беспокоит отсутствие прогресса за 2-3 месяца. Да и вообще есть страх определенный перед периодом 1,5-2 года, боюсь регресса который бывает при аутизме в этот период, боюсь делать прививки в этом возрасте… Отсутствие реакции на слова и зрительного контакта делает обучение очень затруднительным, ребенок вроде и привязан, но как бы не с тобой. С другой стороны не знаю, делать ли что-то сейчас или ждать и наблюдать? В Интернете о Вас много отзывов, очень положительные, поэтому очень хочу услышать Ваше мнение.
Здравствуйте! Я понимаю Ваш страх перед этим периодом и разделяю его. Но поймите: в данном возрасте он как бы стоит перед развилкой. И куда он "пойдет" можно будет предугадать ну хотя бы в год и 8. И то, только очно после тестирований. Хотите - приезжайте - посмотрим дитятю.
Здравствуйте, Ариель Аркадьевич! С Вашего позволения, продолжу нашу переписку. Сыну сегодня исполнилось полтора года, то есть прошло еще 2 месяца, а он выражаясь Вашими словами все еще как мне кажется «на распутье»… и естественно я все еще очень тревожусь. Месяц назад мы съездили в известный московский реабилитационный центр, где его посмотрели 10 минут, и сказали «аутичные черты есть, конечно, но мальчик хороший, заинтересованный». Что значит «хороший» в нашенм случае, я так и не поняла… Порекомендовали заниматься у них кинезиотерпией и «dir|floortime» в сентября. И вот пока сентябрь не настал, я очень хочу услышать Ваше мнение. Потому как много слушала Ваших лекции, читала консультаций, и мне очень нравится Ваша позиция и Ваш подход. Итак, главное что произошло за эти 2 месяца – не стало хуже, нет регресса, отката, потери имеющихся навыков. Ребенок в целом стал более позитивный, даже контактный. Сразу скажу что эти 2 месяца я занимаюсь с ним как могу, не профессионально, конечно, но читаю литературу и пытаюсь развивать в тех сферах что ему интересны. -Улучшился зрительный контакт со мной, с папой, с близкими. У меня уже нет ощущения что ребенок как бы «не со мной». Научился просить «глазами». Смотрит в некоторых играх чтобы похвалила, смотрит когда говорю, пою или рассказываю, улыбкой на улыбку отвечает не всегда, иногда такой легкой полуулыбкой или даже ухмылкой. С чужими дело обстоит хуже, особенно на фоне других детей «заглядывающих в глазки», взрослых может просто игнорить, но его внимание можно привлечь если делать это настойчиво. - Стал лучше реагировать на обращенную речь и на свое имя. Недавно вот прибежал из другой комнаты на мой зов «иди кушать». Стал выполнять просьбы – «иди», «дай», самые элементарные, конечно, но раньше и того не было. На улице не убегает от меня, идет если зову, может конечно пойти куда-то увлеченно, но эпизодически. Понимает нельзя, правда слушается не всегда, но чаще слушается. -У нас ушло кручение колес и всего что крутится, бывает эпизодически если что попадется. Так же ушло открывание и закрывание дверей, ящиков и пр., теперь он их открывает и интересуется содержимым, раньше только хлопал. Сейчас достает, перекладывает, засовывает что-то куда-то постоянно, то в мусор выбросит, то в «стиралку» положит. -Вернулось «гримасничество» перед зеркалом, видит себя и кривляется, «разговаривает», с года это пропало, вообще не видел себя только двигал зеркальные двери. -Стал прикладывать носки и обувь к ногам, типа пытается надеть, у маленького тоже было, потом пропало – сейчас вот опять, мне кажется более осознанно. -Стал НАБЛЮДАТЬ за детьми. Раньше мог обратить внимание если они активно бегают и визжат, а сейчас может смотреть даже если они спокойно что-то делают. Недавно долго смотрел как школьники на детской площадке играли в карты. Но дети интересны ему постарше, не ровесники. Смотрел как двоюродный брат насыпает лопаткой песок в ведро и тоже пытался повторить. -Игрушками играет, катает мяч, машинки, копается с сортером, пытается ставить кубики (чаще рушит), наконец стал собирать пирамиду – хоть и неправильно, но раньше только снимал кольца и надевал если я подаю ему, сейчас может сам. -Любит людные мечта, магазины, детские комнаты. При чем в игровых комнатах не залипает на чем-то одном, каждый раз его увлекает что-то новое, то шары, то горка, сейчас вот стал кубиками интересоваться. -С горшком дружит – и писает и какает если посажу, сам не просится, но понимает что там делать, как мне кажется. -Один играть не любит, чаще там где я, увлечься чем-то может минут на 10-15. -Чужих людей не боится, скорее безразличен, иногда кажется недружелюбным. -На носочках не ходит, не кружится. -Не гиперактивный, скорее флегматик -Не болезненный, болел один раз перед годом, да и то без антибиотиков обошлись. -Почти ушли зависания и "смотрение" в одну точку -Хорошо спит, хорошо ест, не капризен, не истеричен, нет страхов и боязни нового, осторожен, болевой порог даже чуть повышен. Когда отдыхаем в компании друзей, которые не знают о наших подозрениях, все говорят что он «ребенок-мечта», спокойный как удав, не капризный, спит и ест лучше всех. Мы даже радио-няней ни разу не воспользовались, так и лежит. Но я не знаю насколько уж это хорошо в нашем случае… Из того что так и не пришло/не удалось научить: -Нет указательного жеста, даже не пытается показать, просто подходит ко мне и ноет, что хочет не понять -Не показывает ничего в книжках, на себе, на других, в пространстве. Хотя из двух разных игрушек если попрошу почти всегда выберет правильную из моих рук. Смотрит книги внимательно, сам либо когда я читаю, что-то узнает, улыбается, но не показывает… -У нас так и осталось некоторое движение руками и топотание ногами, когда радуется или возбужден (это не «крылышки», скорее верчение одно кистью перед сбой, но уже как мне кажется не так часто. -Нет имитации, не могу научить ни махать ручкой, ни топнуть ножкой, раньше думала что потому что не смотрит, сейчас смотрит – но все равно не повторяет, не могу понять почему. Мне уже так надоело что все удивляются что он не машет «пока-пока», что я научила его подавать руку для пожатия, ну типа он мужик и все делает по-взрослому. Почти всегда подает, при этом особо не смотрит на того кому протягивает руку, так чтобы отстали. Хотя ведь повторяет за нами то что нравится – открывает дверь ключом, выбрасывает в мусор, кладет ложку в тарелку, копает лопаткой песок, недавно даже пытался повторить игру на пианино – но просто долбить по клавишам, а именно пальчиками перебирал – чем всех очень удивил, на самом деле даже дети постарше просто долбили что есть силы по клавишам, а сын пытался играть. -Нет обращенной речи, иногда проскакивает мама, дай, но эпизодически. Лепета очень много состоящего из разных слогов и сочетаний слогов, эмоционального, с разной интонацией и мимикой. -Может в компании подойти и уткнуться в колени к кому-то, только потом посмотрит на лицо, понимает что это не я и отходит. Другие дети так не делают они четко сначала смотрят на человека, в глаза и понимают кто это… -А еще слушала Вашу лекцию для психологов об аутизме, там вы говорили что подобные дети так и не определяются с тем какая рука ведущая. Так вот у нас с рождения мне казалось что левша, потом вроде как правая была, сейчас берет фломастер правой и перекладывает в левую чтобы рисовать - ВСЕГДА. А вот с ложкой не определился – то так то так пробует. Но я сама левой пишу, а все остальное делаю правой, в том числе и ем. Простите что много написала… Как Вы считаете наши маленькие успехи – это успехи или это я все же пытаюсь себе внушить что есть улучшения? Очень жду Вашего совета, что нам на этом этапе делать, ждать и продолжать заниматься или все же искать альтернативных специалистов для диагностики? Стоит ли сейчас проконсультроваться у Вас лично или может по скайпу? Спасибо!!!
Здравствуйте! Естественно, "лично" всегда лучше. Тем более, что можно провести тестирования и даже начинать решать проблему на наших интенсивах. В моем профиле есть ссылка на сайт - там вся информация. По существу - как говорил Армстронг, высадившись на луну и сделав по ней свой первый шаг: "это маленький шажок человека, но огромный шаг для человечества. Так что Ваши успехи это успехи!
Консультация психотерапевта на тему «Ранний аутизм или особенности характера» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 13 апреля 2017
О консультанте
Сайт
Подробности

Врач-психиатр, психиатр детского и подросткового возраста, психо-реабилитолог проконсультирует по всему спектру психиатрических заболеваний детей и подростков.

Телефон для записи: +7-903-936-59-55.