анонимно, женщина, 37 лет
Добрый день! Девочке 7 месяцев, родилась в 36 недель. В данный момент совсем не лепечет, слух в порядке, моторное развитие тоже в норме, каких либо других отклонений нет, активная, смеется, кричит, но произносить буквы, слоги не может. Уже нужно беспокоиться по этому поводу? К каким специалистам обращаться?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Давайте определимся, что должен уметь произносить ребенок в 7 месяцев. Речь ребенка развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В 6 месяцев дети начинают лепетать.
В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ "ба-ба" произносит "да-да" - уже с помощью языка.
После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита ("ах-ба-ди-да-га-ма"), он начинает соединять такие "слова" вместе - "ба-ба-ба-ба", сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова - "мама", "папа", хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.
7 месяц
Где это?
Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.
Где неваляшка и где пирамидка?
Расположите перед ребенком неваляшку и пирамидку. Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.
Перекличка
Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.
Поговори с игрушкой
Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте игрушку вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.
Тихо – тихо – тишина
Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:
Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В.Берестов)
После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.
Ладушки
Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!
Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.
По имени
Учите малыша откликаться на своё имя – зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.
Пестушки и потешки
Наполните жизнь малыша потешками и пестушками.
Во время умывания:
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)
Во время подмывания:
***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.
Во время купания:
***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Во время одевания:
***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью - Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!
(Н. Пикулева).
***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни! (Г. Лагздынь)
Во время утреннего просыпания:
***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!
В конце потешки поцелуйте ребенка.
Во время засыпания:
***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
(отрывок из колыбельной И.Гуриной)
Во время кушаний:
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось –
Ни крупинки не осталось!
(Пересказ С.Маршака)
***
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***
Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? Забыли.
***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.
(Г. Лагздынь)
***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет - и прямо в рот! АМ!
Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как "кораблик".
Если малыш плачет:
***
Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!
Если же Вы знаете. что были проблемы в родах или беременности, раннем развитии, тогда нужна консультация невролога, а лучше наблюдение у этого специалиста.
Ответ опубликован 27 марта 2017