Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок не хочет посещать детский сад

Здравствуйте, Светлана Михайловна! Моему сыну 5 лет. По темпераменту он холерик. По характеру добрый, ласковый, отзывчивый. Есть брат, родился, когда сыну было 3,4 года. Отношения между ними хорошие, игрушками делятся через раз. О младшем брате заботится. Первый раз он пошёл в детский сад, когда ему было 3,7 года. Адаптация в саду длилась где-то 2-3 недели. До этого он с 2,5 лет не спал днём. Ещё до сих пор есть проблема избирательности в еде. Я дома кормлю его с ложки той едой, которую он ест не очень охотно, но любимую еду ест сам. Так вот в саду он не спал, и после обеда я его забирала. Также он не ел, не пил долгое время, потом, спустя 2 месяца начал пить чай и есть немного хлеба. С детьми не контактировал, играл постоянно один, такое же наблюдалось и на детской площадке около дома. Воспитателей слушался, замечаний по его поведению не было. Потом, в связи с карантином по ветряной оспе, мы сидели дома 4 месяца и в сад не ходили. В 4,2 года пошёл опять в сад, но картина его поведения поменялась: каждый день воспитатели жаловались, что он не слушается, "как будто его подменили", разбрасывал игрушки, кидал камушки в детей. А когда в нашу группу на время перевели мальчика из другого сада, который отличался отвратительным поведением, то мой сын с ним сдружился и повторял за ним шалости: чаще всего это было лазанье по шкафчикам по типу игры в прятки. На следующий учебный год нашу группу перевели к другим воспитателям. Но в поведении ребенка ничего не поменялось: также не ел, не спал, с ребятишками не играл. Хотя сейчас во время прогулки во дворе дома он играет с детьми на улице, но в саду ни в какую не хочет ни с кем играть. После Нового Года сын вышел в сад только в середине февраля и по сей день никак не может втянуться. Воспитали на него кричат, за какие-то проступки: в основном это разбрасывание игрушек. Детей сейчас он не трогает. Воспитателям нужно, чтобы во время приема пищи он, как и все дети, сидел, но он даже не хочет садиться с ними за один стол, не говоря уже о том, чтобы поесть.А он хочет играть, чем отвлекает детей. Делать поделки он тоже не хочет и вообще ничего в коллективе не делает, в том числе и на репетициях к утреннику. Вчера воспитательница во время обеда силой держала его на стульчике, а сегодня другая тоже усаживала. После таких удержаний сегодня он всё время пребывания в саду проплакал. Когда я его забираю, то вижу на сколько ему плохо в саду: он грустный, в то же время возбужденный. Но, как только выходим из сада, его выражение лица сразу меняется, он начинает петь песни, рассказывать истории из мультиков. Про сад почти ничего не рассказывает. В связи с этим у меня такой вопрос: ребенок не хочет посещать детский сад, как ему помочь? Может ли рассматриваться такое поведение ребенка в колективе как норма? Ещё у него проблема с дикцией (нечёткое произношение шипящих), мы занимаемся корректировкой. С уважением, Евгения.
Добрый день! Такое поведение даже с натяжкой трудно назвать нормой. Есть явные проблемы с произвольностью (когда мы можем себя волевым усилием направить): в 4 года не требуется высиживать по полчаса на месте, но сесть со всеми обедать или лепить уже должно получатся. Вы говорите, что занимаетесь с логопедом - там делает задания, сидит нормально? Если да, то тут не гиперактивность, которую можно подозревать по описанию (возбудимый, не спит, не слушается) Возможно, есть нарушение контакта с воспитателями, тогда ребенок своим поведением пытается "уйти" из группы и контакта. Радует, что дома он молодцом и с детьми все-таки взаимодействует. Возраст уже позволяет обратиться к психологу, чтобы решить вопрос с садом. Может быть, придется и искать другую группу. В любом случае, просите совета у воспитателей и чтобы они не удерживали его - если так сопротивляется, пусть лучше на стульчик в стороне отсаживают. Конечно, надо с ним все обсуждать, пытаться понять причину трудностей и главное, давать четкие советы, как себя вести - все сели, и ты сядь посиди спокойно. Дома обратите внимание, насколько у вас правильная иерархия в отношениях: нет ли такого, что вся семья "идет" за желаниями ребенка. Должно быть четко наоборот и тогда воспитатель/учитель легко будет его направлять. Удачи. Светлана.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок не хочет посещать детский сад» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Образование
МГУ им. Ломоносова (г. Москва)
Место работы
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова
Подробности

Консультирует по вопросам:

  • отношения в паре/семье, 
  • детско-родительские отношения,
  • личностные проблемы (страхи, депрессия, ипохондрия, навязчивые состояния, нарушение пищевого поведения).

Телефон для записи: 8 (985) 776-22-00.

Задать вопрос