Консультации / Логопедия

Дислексия

С детства не люблю читать,по технике чтения всегда была последней в классе.Училась на 4 и 5(самые низкие оценки были 4 с минусом по чтению, русскому и окружающему миру). Учительница постоянно жаловалась на меня,что я летаю в облаках.Не была ленивым ребенком,делала все домашние задания,но чтения книжек,которые задавали на лето, избегала.Никогда не помнила о чем только что прочитала. Всегда на уроках чтения присутствовал панический страх,что меня спросят,даже если дома прочитала текст несколько раз(постоянно угадывала слова неправильно). Этот страх остался и по сей день(я в 11 классе),если меня просят что-то прочитать я отказываю,даже друзьям и родителям. Я очень невнимательная,когда читаю постоянно думаю о своем,так приходится перечитывать заново,но проблема не в этом,а в том,что когда я полностью сконцентрирована,читаю абсолютно без посторонних мыслей,не понимаю смысла слов,которые я читаю, даже таких простых как "лес","носить" и т.д. (10 раз читаю одно и тоже и пытаюсь представить). Чувствую напряжение в голове(сравнимо с тем, как машина заглохла и не может завестись). Когда в школе идет работа с текстами и нам выдают один листок на парту,тогда когда моя одноклассница прочитает всю страницу,я прочитаю меньше трети(в детстве,чтобы не позориться, притворялась,как будто дочитала). Также тяжело пересказать прочитанное.Тяжело заполнять анкеты и опросы,сдаю их всегда последней,именно потому что долго вникаю в вопрос,а вопросы в этих анкетах примитивные. о себе: Скорее всего меланхолик, интроверт,очень замкнутая, социофоб, избегаю общения с людьми, самооценка нормальная(хотя внешне кажется заниженной,но это не так),но считаю себя глупой из-за данного дефекта,хотя айкью немного выше среднего, легко дается математика,очень невнимательная и мечтательная. Нашла схожесть с многими симптомами дислексии,но не уверена до конца из-за расхождений: Симптомы: -Задержка в развитии, отмечаемая в способности читать -Дезорганизация(всегда опаздываю) -дезориентация(в детстве часто происходило странное явление,когда я не понимала где я и кто я,как будто душа от тела отделилась,маме объясняла это как "я не чувствую себя",но сейчас происходит очень редко;у меня топографический кретинизм,совершенно не ориентируюсь в пространстве,чем пугаю родителей) -Трудности, отмечаемые в восприятии информации -Трудности, возникающие в усвоении слов(постоянно смотрю значение одних и тех же слов в словаре) -Непонимание прочитанной информации -Нехватка внимания -Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения -Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время -Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности(часто забываю, о чем говорила секунду назад,к чему вела мысль;понятый,прочитанный один раз текст пересказать не смогу) -Путаюсь где право и лево, но такое наблюдается у многих людей -затруднения с выполнением простейших указаний(когда меня просят выполнить какую-нибудь последовательность действий,я всегда путаюсь, и это раздражает родителей(напр. выключить свет ,закрыть окно, налить воду) -забываю слова -проблемы в общении со сверстниками -Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.(разговариваю часто в неправильном порядке, слова произношу неправильно) -укачивает в машине -Плохо читаемый почерк.(как и у многих) -Упорное нежелание читать вслух -Медленная скорость работы. -Затруднения в приспособлении к любым изменениям. -Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.(из-за невнимательности не слушала ни одной книжки,которую читала мама в детстве) -на слух путаю только буквы "х" и "ф", письменно Е и З, d и b, У и Ч, И и N, Я и R(но сразу замечаю) -постоянная тревожность в голове)как будто что-то не сделала или должна сделать) -выраженное чувство справедливости(всегда об этом думаю) Различия: -нет проблем с предлогами -врожденной грамотности нет,но пишу хорошо,т.к. много занималась русским -нет проблем с математикой -нет критических проблем с координацией движений -нет проблем в написании слов -очень редки ошибки при списывании текста -нет проблем с определение низа-верха -ручку держу нормально -буквы,когда смотрю на страницу не "скачут" -негиперактивна -зрение нормальное -быстро научилась складывать буквы в слоги Возможно ли,что это дислексия?
Здравствуйте. Знаете, долго не отвечала потому, что вроде и подробное письмо, но информации маловато. Оно больше описательное и эмоциональное. Сколько Вам лет, какие особенности развития, какие заболевания перенесены? Вы пытаетесь помочь, систематизируете проблемы, но тут же противоречите себе. У кого из специалистов Вы были? В начальной школе к логопеду не обращались? Если нет-почему? Очень многое можно достаточно быстро устранить (зеркальное написание, почерк и т.п.) А невролога не посещали? В каком состоянии межполушарные связи? Если мы говорим о дислексии у взрослых (я не ставлю диагноз, это сделать может только врач!!!!), то взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации. Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения. Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии. Как преодолеть эту проблему? Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки. Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн. Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания: •Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом. •Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления. •При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память. •При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов. •Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм. •При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем. У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.
Консультация врача логопеда на тему «Дислексия» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 4 марта 2017
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия