Консультации / Неврология

Подозрение на дефицит внимания

Моей дочери восемь с половиной лет. Когда ей было два года ее воспитатель выразила беспокойство по поводу того, что ребенок не говорил совсем. Меня это тогда не волновало, т к она, казалось, все понимала, была подвижным, хорошо развитым ребенком, хорошо и разнообразно питалась со множеством фруктов и овощей. Где то в это же время я начала учить ее читать и уже к двум с половиной она могла читать простенькие детские книжки, но самостоятельно не говорила, только отдельные слова. Дочь росла в двуязычной среде ( русский и английский) и я думала, что это было причиной ее замедленного языкового развития. Дома мы говорили на русском. Ее первая нянька в детском саду была гречанка, говорившая на английском с акцентом. Иногда к ней приходили гости и они говорили только на греческом, плюс английское телевидение. Ее вторая нянька была тайка , говорившая с таким ужасным акцентом, что даже я частенько не могла понять что она говорит. Ее третья нянька была китайка и, хотя английский ее был очень хорошим, говорила она, все же, с акцентом. Вот такое начало было у моей дочки. Поэтому я не предавала большого значения тому, что в 3,5 она все еще не могла составить простые предложения. Например, когда она просила посмотреть телевизор, то говорила " мама фильм". При этом она хорошо читала и понимала о чем читает т к могла выбрать правильный ответ на вопросы в конце книжки. В этот период я стала уже понимать, что что то, наверное, не так и повела ее к врачу. Врач спросил какой язык у нее первый. Я не могла ответить на этот вопрос. Он спросил на каком языке она сказала первое слово. На этот вопрос я так же не могу ответить т к ее первое слово было не мама и не папа, а "покедай". Она днями ходила и повторяла "покедай" ( ей тогда было около 2 лет). Я, наверное, месяц не могла понять что такое "покедай". Один раз мы читали книжку и она показала пальцем на картинку и сказала "покедай" - это был крокодил. На английском звучит как "крокодайл". Вот и скажите мне ее первое слово было на английском или на русском? В 4,5 она пошла в подготовительный класс, но говорить грамматически правильными предложениям не могла не на том ни на другом языке. К тому времени она уже выучила печатные буквы и могла писать самостоятельно отдельные слова, как "Кикимора" и маленькие предложения, как "я люблю маму/папу". Английский у нее пошел сразу хорошо и читала она лучше всех в классе. Они должны были выучить 100 слов, которые должны были узнавать с первого взгляда на маленькую карточку. Многие дети не одолели 100 слов к концу года, тогда как моя дочь выучила 300 всего за три четверти. При этом самостоятельно строить грамотные предложения она не могла, хотя читала книжки на более высоком уровне, чем другие дети. Сейчас ей 8,5 и я все еще исправляю ее речевые ошибки по сто раз в день и на том и на другом языке. Врач мне посоветовал разговаривать с ней только на английском. Это помогло чуть-чуть, но ей до сих пор трудно объясняться и строить предложения. Одной из ее особенностей с раннего детства было то, что она не могла ответить на прямо поставленные вопросы. Например, на вопрос сколько мишка поймал рыбок, я могла получить ответ "у него были синие штанишки". При этом, если она читала вопрос, то могла из нескольких ответов выбрать правильный. К 8,5 ее речь, конечно же, улучшилась, но и сейчас она иногда отвечает невпопад. Выполняя домашнее задание по математике, например, она может наделать кучу глупых ошибок. Когда я ей показываю какие примеры нужно переделать, она говорит "ой", и тут же переделывает правильно. Когда в школе им нужно было письменно ответить на вопросы о прочитанной книжке, она часто отвечала невпопад. Я говорила ей, что нужно несколько раз внимательно перечитывать вопрос, пока не поймешь точно о чем спрашивается и только после этого отвечать. После этого результаты улучшились, но все время приходится заставлять перечитывать вопросы. Иногда я заставляю ее перечитать и вопрос и ее ответ и тогда опять "ой" и опять все быстро переделывается правильно. С построением грамматически правильных предложений помогаю до сих пор. Несколько дней назад дочь делала задания по математике. Возле одного из заданий поставила "?". Когда проверяла, она сказала, что не знает что значит слово "сумма" не смотря на то, что мы изучали это слово за несколько недель до этого. Хорошо, я сказала, что мы вернемся к этому позже. Пошли проверять дальше. На следующей странице задание "найти сумму такого то и такого то чисел" выполнено без ошибок. Т е на одной странице она знает что такое сумма, а на другой нет. Пошли опять к врачу. Врач заподозрил дефицит внимания и прописал риталин. Начала давать по половине таблетки два раза в день. Сначала, вроде, ребенок как бы проснулся и вроде бы дочь стала соображать лучше. Три недели занимались замечательно и я не могла нарадоваться. Надо заметить, что в школу она больше не ходит. Я сама преподаватель и решила обучать ее дома т к оценки за прошлый год были очень низкие и я добилась, что бы ее оставили в 3м классе на второй год). Но вчера у нас произошел "рецидив". Утром она поставила чашку с недоеденым йогуртом и ложкой в морозилку вместо холодильника. На вопрос сколько дней в неделе ответила сначала "один", потом "два", потом "четыре". При этом, мы уже не однократно эту тему обсуждали и повторяли. Потом она сказала, что Январь это неделя, а Понедельник, Вторник и т д это месяцы года. Ее просто как заклинило. И так целый день. При этом риталин принимали как всегда по пол таблетки два раза в день. Пожалуйста, помогите. Я не знаю что делать и что с ней не так. Она очень умненькая, знает два языка, любит читать, играет на кларнете, но все эти странные вещи с ней происходящие, сводят меня с ума. Врач ее то говорит, что у нее дефицит внимания, то что у нее все в порядке и просто плохая память, но я то вижу, что что то не так. Я вижу как свободно общаются ее сверстники и как она коряво говорит на обоих языках и с трудом может объясниться. Я так же не хочу травить ее риталин понапрасну. Благодарю Вас.
Здравствуйте. В России риталин внесён как психотропное вещество в список запрещенных препаратов (наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации). По Вашему описанию я думаю, что нарушение внимания, речи, плохая успеваемость обусловлена последствиями неблагоприятных факторов во время беременности и родов, когда мозг ребенка мог подвергнуться гипоксии/травме. За границей этим факторам не уделяют внимания и, соответственно, не назначают лечение. В России существует диагноз ПП ЦНС (перинатальное поражение ЦНС). Дети с таким диагнозом проходят лечение на первом году жизни, чтобы в дальнейшем последствия были минимизированы. Для улучшения работы мозга старшим детям с последствиями в виде задержки речевого развития, трудностей в обучении назначаются курсы ноотропов (глиатилин, фезам, семакс, цераксон и другие). С уважением, Алла Васильевна
Огромное Вам спасибо. Скажите, я могу приобрести эти лекарства без рецепта? И если да, то как их нужно принимать?
Да, эти лекарства продаются без рецепта.
Благодарю Вас.
Уважаемая Алла Васильевна, Простите, что опять Вас беспокою. У меня еще один, надеюсь, последний вопрос. Когда я рожала, мне сделали эпидюрал, после которого было сделано срочное кесарево сечение, т к ребенок, как мне сказали, находился в сильном стрессовых состоянии. Могло ли это стать причиной травмы с последующей демонстраций у моего ребенка симптомов, которые я описала в одном из моих предыдущих писем. С огромной Вам благодарностью.
Да, если ребенок испытал гипоксию в родах, то описанные Вами симптомы могут быть как результат этого. С уважением, Алла Васильевна
Огромное Вам спасибо Алла Васильевна. Очень сожалею, что раньше с Вами не проконсультировалась. Всего Вам самого наилучшего.
Консультация врача невролога на тему «Подозрение на дефицит внимания» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 26 февраля 2017
О консультанте
Специализация
Подробности

Педиатр, детский невролог. Доцент кафедры педиатрии, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.

Телефон для записи: +7 (921) 655-80-05.