Консультации / Логопедия

Задержка речевого развития

Здравствуйте. Нашему сыну сейчас три года. Проблема обнаружилась, когда ему было два, тогда речь была на уровне лепета и полностью отсутствовало понимание обращённой речи. Оказалось, что очевидно имела место родовая травма шейных позвонков, в следствие чего были пережаты вены, ведущие кровь к головному мозгу, возник дефицит питания мозга. За этот год мы проходили лечение неврологов, остеопата, мануального терапевта, делали компрессы и массаж воротниковой зоны, проходили стационарное лечение в институте психоневрологии, занимаемся с логопедом. Логопед в основном занимается наработкой словаря и немного артикуляционной гимнастикой, логопедический массаж ей делать не даётся, хотя в стационаре делали. Появилось понимание речи (путает только предлоги и слова, с которыми редко встречается). Но речь невероятно искажена, используются преимущественно гортанные звуки. Можно сказать, говорит много, предложениями, но ничего не понятно. Например, лошадка - Кракатау, синий шарик - кики каки, собака упала - кагака упаки, машинки приехали - акики кикеке. При том, что проговаривая с ним то же самое слогами, произносит слоги со смягчением, но правильно! А все вместе - мешанина. Фонетический рисунок слова практически сохранен - ударения, количество слогов в слове, гласные, только иногда упрощаются окончания и с согласными беда. И так уже месяца три без заметного прогресса. Мне кажется, мы в тупике и делаем недостаточно для дальнейшего развития речи сына. Помогите советом и вашим профессиональным мнением. Нам ставят ЗРР, но может обрисованная картина похожа на какое-то конкретное заболевание? Есть ли перспектива установления полностью нормальной речи в нашем случае (разумеется, работать будем продолжать, но все же страшно за дальнейшие прогнозы). Какие меры ещё можно принять? Может у вас был подобный опыт и вы подскажете какие-нибудь упражнения, методики? Заранее очень благодарны! Татьяна.
Здравствуйте, дорогая Татьяна! Какая Вы молодец! дай Бог, чтобы все Ваши усилия увенчались полной победой!!! От души желаю Вам и Вашему сыночку этого! Татьяна, задержка в развитии речи малыша — это не заболевание само по себе, а следствие патологии внутриутробного развития или родовой травмы. Естественно, если у Вашего ребенка диагностирована задержка речевого развития, лечение должно строиться вокруг этой родовой травмы, а не ее последствий. То-есть, без хорошего невролога не обойтись. Если у Вас есть такой врач, которому доверяете-отлично. Если нет, надо найти. Это уже смотря где живете....также, мне кажется, и с логопедом. Нужен логопед-дефектолог, "ведущий" ребенка. Часто в раннем возрасте уровень недоразвития речи выглядит примерно одинаково у детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому предположить перспективы речевого развития можно только в ходе логопедических занятий, учитывая динамику или «топтание на месте». Одни дети могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии. Здесь можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР) и в перспективе зачастую у таких детей не бывает проблем с обучением в школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе. Здесь речь может идти о серьезной речевой патологии – моторной, сенсорной или сенсо-моторной алалии, общем недоразвитии речи. Таких детей логопеды сопровождают всю начальную школу. В случае ЗРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед обучает родителей, как заниматься с малышом дома, родители выполняют рекомендации и приходят на повторную консультацию через 2-3 месяца. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания. Занятия с малышами раннего возраста имеют свою специфику, ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания его действиям, словам, а не в беседе, или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить. Спасибо за оценку моих скромных возможностей, но конкретно я ничем Вам не помогу, к сожалению. Здесь нужен специалист более узкой направленности деятельности, больше медик, чем педагог. Это раз, второе, нужно постоянно наблюдать малыша, менять задания и программы под него. Алалия, дизартрия - непростая штука, но с ней можно справиться. Если есть возможность, обратитесь в ИКП РАО, хотя бы для очной консультации. И терпение...прогнозы никогда не ставьте, все непредсказуемо ни по времени, ни по результативности. Просто занимайтесь, развивайтесь, учитесь, будьте здоровы, найдите хорошего невролога и все должно получиться!
Здравствуйте, Зоя Борисовна! Вы так чутко и правильно всё поняли. Я на самом деле чувствовала необходимость в какой-то систематизации нашей помощи сыну. Неврологи меняются, каждый новый бранит предыдущего, лечение носит стихийный и вырванный из контекста характер. Мы из Балашихи, стало быть постоянно наблюдаться у специалистов института психоневрологии возможности не имеем, дай Бог раз в год туда в стационар попасть. Будем искать невролога поближе и "ведущего" логопеда тоже. Спасибо Вам за совет о ИКП РАО, мы обязательно постараемся туда попасть в самое ближайшее время, я посмотрела описание, там и те же невролог с логопедом могут проконсультировать, и широкая диагностическая база! А Вы ещё говорили, что ничем не можете лично нам помочь. Что это, как не практическая и очень нужная помощь? И отдельное спасибо за поддержку и напутственные слова, мне это, Вы даже не представляете, насколько сейчас важно. И Вы конечно во всем правы, нужно делать что можем, а там будь что будет, ведь он наш сын и наш любимый мальчик в любом случае. Вы сняли с языка, я все больше подозреваю алалию, но я не медик, потому не в компетенции ставить диагнозы, да и, как вы верно заметили, это лишь следствие. Но все же хотела ещё узнать, в каком возрасте уже возможно различить одно речевое отклонение от другого? Или все индивидуально и нужно скрупулёзно наблюдать ребёнка для постановки диагноза? И кто в таком случае ставит диагноз - невролог или логопед? Сто миллионов раз благодарим Вас! Татьяна.
Еще раз спасибо за теплые слова, но вот Вы-просто умница и настоящая мама. Поверьте, такие редко встречаются! Теперь два слова об ИКП. Не надо часто туда ездить, достаточно, если Вы проконсультируетесь там , и, если понравится специалист, закрепитесь за ним и через какие-то промежутки времени будете показываться. да, это не бесплатно, но не такие уж немеренные деньги! Знаете, в свое время я сама туда ездила с дочкой и бесконечно им благодарна! Люди, работающие там "заточены" на проблемы именно таких деток, а не как в районной поликлинике-на поток. Теперь о диагнозе. Диагноз ставит только врач!!! То, что пишем мы, логопеды, да и дефектологи - это педагогическое состояние! Например, ОНР (общее недоразвитие речи). Это описание состояние речи на данный момоент-1,2,3 степень. Степень нарушения речи. А вот чем оно обусловлено - это уже врач! И сначала устраняем причину нарушения, а потом работаем с проявлениями-нарушением звукопроизношения, слоговой структурой, грамматическим строем речи и т.д. Это все равно что, если у ребенка обострился хронический тонзиллит, а мы просто полощем горло и не даем мороженое. Поэтому и нужен хороший невролог. Вы живете, слава Богу, не в тундре, где до поликлиники 300км на оленях, найти врача можно, и в Балашихе есть, конечно. Послушайте "сарафанное" радио, посмотрите на сайтах...Найдете!!! И последнее. НИКОГДА не сравнивайте ни с кем своего ребенка! каждый развивается по своему пути, своим темпом. Ах, как хочется сказать небрежно соседкам по песочнице:"А мой наизусть Пушкина читает..." да говорите, ради Бога! наступит и это время! посмотрите, Вы же пишете, что и речь появилась, и понятийность в норме, и усидчивость есть! это ли не счастье? не гневите Бога! ну, не получит он золотую медаль в школе (хотя кто знает?), да, придется и в школе с ним посидеть с уроками, но все можно сгладить, исправить! Органического поражения мозга ведь нет? А значит, остальное-только терпение, терпение и работа. И все будет хорошо!!! Удачи Вам!
Консультация врача логопеда на тему «Задержка речевого развития» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Задать вопрос