анонимно, женщина, 31 год
Здравствуйте. Нашему сыну сейчас три года. Проблема обнаружилась, когда ему было два, тогда речь была на уровне лепета и полностью отсутствовало понимание обращённой речи. Оказалось, что очевидно имела место родовая травма шейных позвонков, в следствие чего были пережаты вены, ведущие кровь к головному мозгу, возник дефицит питания мозга. За этот год мы проходили лечение неврологов, остеопата, мануального терапевта, делали компрессы и массаж воротниковой зоны, проходили стационарное лечение в институте психоневрологии, занимаемся с логопедом. Логопед в основном занимается наработкой словаря и немного артикуляционной гимнастикой, логопедический массаж ей делать не даётся, хотя в стационаре делали. Появилось понимание речи (путает только предлоги и слова, с которыми редко встречается). Но речь невероятно искажена, используются преимущественно гортанные звуки. Можно сказать, говорит много, предложениями, но ничего не понятно. Например, лошадка - Кракатау, синий шарик - кики каки, собака упала - кагака упаки, машинки приехали - акики кикеке. При том, что проговаривая с ним то же самое слогами, произносит слоги со смягчением, но правильно! А все вместе - мешанина. Фонетический рисунок слова практически сохранен - ударения, количество слогов в слове, гласные, только иногда упрощаются окончания и с согласными беда. И так уже месяца три без заметного прогресса. Мне кажется, мы в тупике и делаем недостаточно для дальнейшего развития речи сына. Помогите советом и вашим профессиональным мнением. Нам ставят ЗРР, но может обрисованная картина похожа на какое-то конкретное заболевание? Есть ли перспектива установления полностью нормальной речи в нашем случае (разумеется, работать будем продолжать, но все же страшно за дальнейшие прогнозы). Какие меры ещё можно принять? Может у вас был подобный опыт и вы подскажете какие-нибудь упражнения, методики? Заранее очень благодарны! Татьяна.
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте, дорогая Татьяна! Какая Вы молодец! дай Бог, чтобы все Ваши усилия увенчались полной победой!!! От души желаю Вам и Вашему сыночку этого!
Татьяна, задержка в развитии речи малыша — это не заболевание само по себе, а следствие патологии внутриутробного развития или родовой травмы. Естественно, если у Вашего ребенка диагностирована задержка речевого развития, лечение должно строиться вокруг этой родовой травмы, а не ее последствий. То-есть, без хорошего невролога не обойтись. Если у Вас есть такой врач, которому доверяете-отлично. Если нет, надо найти. Это уже смотря где живете....также, мне кажется, и с логопедом. Нужен логопед-дефектолог, "ведущий" ребенка. Часто в раннем возрасте уровень недоразвития речи выглядит примерно одинаково у детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому предположить перспективы речевого развития можно только в ходе логопедических занятий, учитывая динамику или «топтание на месте». Одни дети могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии. Здесь можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР) и в перспективе зачастую у таких детей не бывает проблем с обучением в школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе. Здесь речь может идти о серьезной речевой патологии – моторной, сенсорной или сенсо-моторной алалии, общем недоразвитии речи. Таких детей логопеды сопровождают всю начальную школу.
В случае ЗРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед обучает родителей, как заниматься с малышом дома, родители выполняют рекомендации и приходят на повторную консультацию через 2-3 месяца. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания. Занятия с малышами раннего возраста имеют свою специфику, ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания его действиям, словам, а не в беседе, или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить.
Спасибо за оценку моих скромных возможностей, но конкретно я ничем Вам не помогу, к сожалению. Здесь нужен специалист более узкой направленности деятельности, больше медик, чем педагог. Это раз, второе, нужно постоянно наблюдать малыша, менять задания и программы под него. Алалия, дизартрия - непростая штука, но с ней можно справиться. Если есть возможность, обратитесь в ИКП РАО, хотя бы для очной консультации. И терпение...прогнозы никогда не ставьте, все непредсказуемо ни по времени, ни по результативности. Просто занимайтесь, развивайтесь, учитесь, будьте здоровы, найдите хорошего невролога и все должно получиться!
анонимно
Здравствуйте, Зоя Борисовна! Вы так чутко и правильно всё поняли. Я на самом деле чувствовала необходимость в какой-то систематизации нашей помощи сыну. Неврологи меняются, каждый новый бранит предыдущего, лечение носит стихийный и вырванный из контекста характер. Мы из Балашихи, стало быть постоянно наблюдаться у специалистов института психоневрологии возможности не имеем, дай Бог раз в год туда в стационар попасть. Будем искать невролога поближе и "ведущего" логопеда тоже. Спасибо Вам за совет о ИКП РАО, мы обязательно постараемся туда попасть в самое ближайшее время, я посмотрела описание, там и те же невролог с логопедом могут проконсультировать, и широкая диагностическая база! А Вы ещё говорили, что ничем не можете лично нам помочь. Что это, как не практическая и очень нужная помощь? И отдельное спасибо за поддержку и напутственные слова, мне это, Вы даже не представляете, насколько сейчас важно. И Вы конечно во всем правы, нужно делать что можем, а там будь что будет, ведь он наш сын и наш любимый мальчик в любом случае. Вы сняли с языка, я все больше подозреваю алалию, но я не медик, потому не в компетенции ставить диагнозы, да и, как вы верно заметили, это лишь следствие. Но все же хотела ещё узнать, в каком возрасте уже возможно различить одно речевое отклонение от другого? Или все индивидуально и нужно скрупулёзно наблюдать ребёнка для постановки диагноза? И кто в таком случае ставит диагноз - невролог или логопед? Сто миллионов раз благодарим Вас! Татьяна.
Яковлева Зоя Борисовна
Еще раз спасибо за теплые слова, но вот Вы-просто умница и настоящая мама. Поверьте, такие редко встречаются! Теперь два слова об ИКП. Не надо часто туда ездить, достаточно, если Вы проконсультируетесь там , и, если понравится специалист, закрепитесь за ним и через какие-то промежутки времени будете показываться. да, это не бесплатно, но не такие уж немеренные деньги! Знаете, в свое время я сама туда ездила с дочкой и бесконечно им благодарна! Люди, работающие там "заточены" на проблемы именно таких деток, а не как в районной поликлинике-на поток. Теперь о диагнозе. Диагноз ставит только врач!!! То, что пишем мы, логопеды, да и дефектологи - это педагогическое состояние! Например, ОНР (общее недоразвитие речи). Это описание состояние речи на данный момоент-1,2,3 степень. Степень нарушения речи. А вот чем оно обусловлено - это уже врач! И сначала устраняем причину нарушения, а потом работаем с проявлениями-нарушением звукопроизношения, слоговой структурой, грамматическим строем речи и т.д. Это все равно что, если у ребенка обострился хронический тонзиллит, а мы просто полощем горло и не даем мороженое. Поэтому и нужен хороший невролог. Вы живете, слава Богу, не в тундре, где до поликлиники 300км на оленях, найти врача можно, и в Балашихе есть, конечно. Послушайте "сарафанное" радио, посмотрите на сайтах...Найдете!!!
И последнее. НИКОГДА не сравнивайте ни с кем своего ребенка! каждый развивается по своему пути, своим темпом. Ах, как хочется сказать небрежно соседкам по песочнице:"А мой наизусть Пушкина читает..." да говорите, ради Бога! наступит и это время! посмотрите, Вы же пишете, что и речь появилась, и понятийность в норме, и усидчивость есть! это ли не счастье? не гневите Бога! ну, не получит он золотую медаль в школе (хотя кто знает?), да, придется и в школе с ним посидеть с уроками, но все можно сгладить, исправить! Органического поражения мозга ведь нет? А значит, остальное-только терпение, терпение и работа. И все будет хорошо!!! Удачи Вам!
Ответ опубликован 5 февраля 2017