анонимно, женщина, 28 лет
Это письмо сформировано автоматически службой уведомлений «Здоровье Mail.Ru», отвечать на него не нужно.
Модератор отклонил ваш вопрос:
Ребёнок 1 8 месяцев не говорит ничего не показывает
Здравствуйте, Анна Викторовна! Читала многие ваши ответы на задание читателями вопросы. Решила написать именно вам. Я мама ребёнка Макара 1,8 месяцев. Роды были 27 часов, гипоксия, родился с жидкостью в головке, не много, но была. Ушла в 6 месяцев. Все время ребёнок кричал. Был сильный тонус, в 3 месяца ребёнок не отжимал рук от тела. Периодически мы делаем массажи уже на протяжении 1,8 лет. Тонус наростает в ногах в основном. Говорят это из-за неврологии. Тремар нижней губы иногда есть, когда сильно плачет,но редко. Давали успокоительные оительные нообут и ноофен. Ребёнок не говорит, ни одного слова. Произносит звуки:"ма- па-га и т д". Но он не знает, что я мама, не обращается ко мне. На просьбы других людей , папы в том числе не реагирует. Папа редко бывает дома из-за раьоты. Но если Макару говоришь грозно, сто нельзя что-то делать-то отходит. Все время с 6 мес я включила ему мультики. Они у нас были как фон постоянно. Прочитала вашу статью и уже месяц их вообще не включаем. Разницы пока не вижу в ребёнка. С детьми на площадке не играет, но вот недавно стал замечать детей, смеётся с них. Занимаюсь я с ним давно. Показываю животных, цвета, звуки проговориваю. Ходим на занятия развивающие 7 месяцев два раза в неделю. Но отдачи от него никакой. Он не сортирует цвета, не показывает животных, может иногда озвучивать обезьяну и все. Даёт мне в руки животных, чтобы я озвучила. Пальцем он ничего не показывает. На улице не показывает пальцем ни на что. Но он активный, любит лабиринты, горки, песок,качели. Каких-то навящивых движений нет. С игрушками играет в основном разбрасывает. Пирамиду складывает, кубик на кубик кладет.Сортер пытается собирать, но пока не может подобрать фигурку. Любит разворачивать завернутые в фольгу игрушки. Ест ложкой сам. На горшок не ходит. Я волнуюсь, почему он не выполняет мои просьбы? Я ему что-то говорю, а он никак не реагирует. Как будто меня нет. Но если приходит няня(она у нас два раза в неделю) он её видит и плачет. Значит узнает. Хотя я с ним много говорю и на улице и дома а он не реагирует на меня. Невропатолог назначил Когитум, ещё не давала. Сам Макар быть не любит, всегда меня берет за руку и ведёт куда-то. Чтобы я что-то сделала,что он хочет. Являются ли эти задержки в развитии моего ребёнка показателями отклонения его психологического здоровья? Очень жду вашего ответа. Заранее благодарна.
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Здравствуйте!
У ребенка действительно есть нарушения в развитии, при чем нарушения эти касаются таких важных сфер, как понимание речи и коммуникация. В этом возрасте ребенок может еще не говорить, но показывать пальцем на предметы, общаться с вами на доступном ему уровне и понимать простые инструкции, конечно, должен.
Учить его цветам или животным не так важно. Гораздо важнее научить его совместному вниманию, в т.ч. указательному жесту, взгляду в глаза во время просьб, а также кивкам головой "да" и "нет", выполнению простых просьб (дай мяч, садись, покажи где папа и т.п.). Всем этим занимаются специалисты по прикладному анализу поведения (АВА-тераписты). Только будьте внимательны при выборе специалиста. Программа по АВА для вашего ребенка должна строиться с учетом возраста, с упором на игровые навыки, и ни в коем случае не на сидение за столом. Плюс ваш АВА-терапевт должен обязательно работать под супервизией поведенческого аналитика со степенью не ниже BCBA.
Если в вашем городе нет таких специалистов, вы можете заниматься с ребенком сами, но обязательно под супервизией.
Если есть вопросы - пишите.
анонимно
Анна Викторовна, хотела уточнить, что Макар смотрит мне в глаза, на меня смотрит. Только это происходит не каждый раз когда я с ним говорю. Он действительно не выполняет моих просьб. Но понимает, если я ему говорю, что нельзя что-то, "садись", "пить", "ложись","соску дать? ". Собственно это все, что он выполняет. Буквально вчера он стал брать мой палец и тычет ним в картинку, чтобы я озвучила животное. Ещё он иногда стал шагать головой со стороны в сторону.
Никитина Анна Викторовна
Важно различать, смотрит ли он вам в глаза во время игрового взаимодействия, или же когда обращается к вам с просьбой на доступном для него уровне. Проверить это достаточно просто - возьмите в руки то, что он любит, и когда он захочет этот предмет у вас отнять, некоторое время не выпускайте его из рук. И в это время внимательно смотрите на Макара - поднимет ли он на вас глаза, с молчаливым вопросом, мол, чего не отдаешь? Или же он будет смотреть только на ваши руки и на этот предмет?
Если он смотрит вам в глаза при этом - это хороший знак.
Еще один небольшой тест - пусть папа зайдет в комнату и сделает что-то необычное. Например, зажжет бенгальский огонь. Или зайдет укутавшись в одеяло. То есть сделает что-то, что Макар раньше не видел и не может знать, как на это реагировать. И в это время внимательно смотрите - будет ли Макар смотреть на вас, на вашу реакцию? Это очень важный диагностический признак.
Мотать головой из стороны в стороны могут дети и в норме в таком возрасте. Единственное, эта привычка не должна сохраняться долгое время.
Что касается понимания речи - дети чаще всего понимают, когда им что-то запрещают, потому что запреты родители произносят с одной и той же интонацией, часто громко, иногда даже резко. Также некоторые простые фразы в быту ребенок понимает, потому что есть множество подсказок. Допустим, если вы просите его лечь когда находитесь рядом с кроватью, после чистки зубов, да еще и показываете рукой на кровать - все это служит ему подсказкой. В то же время я не исключаю, что он понимает эти инструкции, вам нужно просто проверить. Например, сказать ему "ложись" утром, в другой комнате.
Если он использует ваш палец, вместо своего - это опять же плохой симптом. Если при этом у него нет указательного жеста, и он использует вашу руку вместо своей, когда хочет, чтобы вы ему достали что-то с верхней полки(то есть берет вашу руку в свою и тянет ее) - то я очень рекомендую вам как можно скорее показать ребенка специалисту и при необходимости начать занятия, потому что все эти симптомы вместе взятые могут свидетельствовать, что ваш ребенок в зоне риска по расстройству аутистического спектра.
Ответ опубликован 12 декабря 2016