анонимно, женщина, 30 лет
Добрый вечер! Сыну 6 лет, в 2017 году идем в 1ый класс. Логопед ставит нам дизартрию. Неврологических отклонений нет. Ребенок очень смышленый, читает по слогам, очень хорошо идет математика, замечательная память, хорошо рисует. Смущаю такие проблемы: "каша во рту", не усидчивость. Занимаемся с логопедом 3 раза в неделю. Пока только поставили звуки с - з - ш. Успеем ли мы к школе все исправить, не грозит ли нам коррекционная школа?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Так много надо Вам сказать! Начнем с первого. Логопед диагноз не ставит! Предположить может, понимать причину-может и должен, но СТАВИТЬ-нет. Невролог...по заключению о состоянии речи направляет на обследование, после чего ставится диагноз. И вот тут у Вас расхождение. Потому что дизартрия имеет неврологическую подоплеку, а Вы пишете, что все в порядке. И тут же "звоночек " - гиперактивность. Все-таки, неврология есть! не знаю, когда и что послужило причиной, вопрос теперь - что делать? Я правильно понимаю?
Сначала разберемся: дизартрия – что это такое? Это нарушение, при котором наблюдается целый ряд расстройств:
•артикуляции;
•фонематического восприятия;
•темпо-ритма;
•эмоциональной окраски речи;
•речевого дыхания.
В результате расстройств страдает ясность и выразительность говорения.
Причины развития дизартрии кроются в генетических и внутриутробных нарушениях:
•гипоксия;
•токсикоз у матери во время беременности;
•резус-конфликт;
•соматические заболевания у беременной;
•патологические роды;
•асфиксия;
•желтуха новорожденных;
Среди причин дизартрии могут быть и заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве.
В зависимости от выраженности симптомов выделяют несколько степеней развития болезни:
•1 степень (стертая дизартрия у детей). В быту дефекты говорения могут быть не заметны и выявляются только после обследования специалистом. Многие родители даже не обращают внимания на незначительные недостатки в речи , надеясь, что малыш перерастет. Иногда действительно так бывает, но если нарушение прогрессирует, следует показать ребенка невропатологу и логопеду.
•2 степень. Нарушения в речи ярко выражены, заметны окружающим, однако речь ребенка можно понять.
•3 степень. Речь понятна только близким людям, окружающие понимают ребенка с трудом.
•4 степень. Говорение непонятно даже близким.
Особое внимание стоит уделить стертой форме дизартрии, так как нарушение встречается часто, но обращают на него внимание очень редко.Причиной стертой дизартрии становится микроочаговое поражение головного мозга. В связи с этим диагноз ставится только ближе к 5 годам. Наряду с расстройствами речи проявляются нарушения в мелкой моторике, движения у ребенка неловкие, он быстро устает, мимика скудная. Такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, даются малышу с трудом. Обследование детей с дизартрией невозможно без МРТ головного мозга. Если ранее были нарушения, они будут заметны и выявлены с помощью обследования.
Лечение проводится комплексно: задействуются медикаментозные препараты, логопедический массаж и занятия с логопедом, физиопроцедуры при необходимости.
Полный комплекс лечебных процедур включает:
•массаж;
•ЛФК;
•лечебные ванны;
•физиотерапию;
•иглоукалывание;
•пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
•логопедический массаж;
•дыхательную гимнастику;
•ортофонические упражнения;
•работу с логопедом над выразительностью и точностью речи.
Понимаете теперь, почему мне трудно ответить прямо на Ваш вопрос? Вы уверены. что это дизартрия? И какая форма? Теперь о коррекционной школе. Без Вашего согласия ребенок не может быть направлен ни в какое учебное учреждение. Педагогический маршрут выбирает родитель. Тут главное, самому родителю понять, что лучше для ребенка. Речевая школа - это не что-то ужасное, отучившись там 2-3 года, дети уходят в обычную школу и учатся очень даже неплохо. А вот " с кашей" во рту учиться в общеобразовательной-ой, как несладко! да еще с гиперактивностью...надеюсь, что помогла Вам. Удачи!
Ответ опубликован 6 декабря 2016