Консультации / Психология и психиатрия

Ребенок и телевизор

Здравствуйте, наша проблема заключается в том, что мы никак не можем уменьшить просмотр телевизора у нас дома. Живем мы в однушке с малышом, ребеночку год и четыре месяца. Я уже начала бить тревогу и стараюсь выключать телевизор, приучить к этому мужа, но он не в какую, говорит ,,мне надо смотреть тв,, и снова включает. Начала я беспокоиться из-за развития малыша, читала, что телевизор может тормозить речь и общее развитие, а ребенок как раз у нас в свои 1 г 4 мес не говорит нормальные слова, только на своем малышковом, просьбы что-то принести выполняет редко, вещи не всегда отдает в руки. Сам малыш хороший, улыбчивый, тянется к маме, папе, к дедушке и бабушке, умеет делать башню из кубиков, раньше собирал пирамидку, играет с машинками, может подражать нам: пылесосить, расчесываться, умеет складывать вещи на место, недавно научился выкидывать мусор(почти всегда получается), умеет ловить мяч, бегать, залазить и слазить с дивана, умеет доставать из коробочки игрушки ложить их обратно и закрывать крышку. Он не умеет кушать сам, не умеет пить сам, горшка боится и говорит только слогами: та, эта, ся, тысь, дядя, нана, осознанно только говорит ,,ррр,, - это у него машина. Показывает на все пальцем и говорит ,,эта,, или ,,та,, а так говорит на своем детском языке. Скажите пожалуйста, возможно ли то, что сын не умеет говорить из-за вечно включенного телевизора и возможно ли повлиять на мужа и объяснить, почему он не должен смотреть его постоянно при маленьком ребенке?
Здравствуйте! В вашем описании я не увидела проблем у ребенка. Малыш развивается в соответствии с возрастом. Но это не уменьшает вреда телевизора, который может сказаться не только на умственном, но и на психическом развитии ребенка в будущем. Что могу посоветовать, так это специальные беспроводные наушники для папы. Их несложно найти в магазине. Если ребенок не будет смотреть в экран, то это будет хорошим решением. Еще один вариант - заранее обговаривать время, когда папа будет смотреть телевизор, и вы в это время можете играть на кухне, либо гулять на улице. Ну и наконец, можно попросить папу перенести телевизор в кухню, создав ему там комфортные условия для просмотра телепередач. Я думаю вам нужно без лишних эмоций и обвинений спокойно поговорить с супругом, поделиться с ним своими опасениями и попросить вместе продумать варианты решений этой ситуации.
Здравствуйте, большое Вам спасибо за ответ!! Если можно, еще хотелось уточнить по развитию. Много читала, что в этом возрасте ребенок уже должен говорить 20-50 слов, у кого-то уже предложениями небольшими говорят, просьбы ,,принеси,, ,,дай,, выполняют, а у нас этого ничего не умеет. Нам даже намекали на зрр и аутизм. К неврологу пойдем только через неделю. Скажите пожалуйста, у нас на самом деле не всё так плохо с развитием??
Что касается развития речи, то в настоящее время наблюдается нормативная задержка в развитии речи у детей. Плюс учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Если он показывает пальцем на разные предметы и при этом говорит, пусть даже одним словом "та"/"эта" - это хорошо для его возраста. Плюс он четко обозначает машинку. Когда он говорит слогами - понаблюдайте за ним, возможно его слоги и предметы/действия, которые он обозначает, связаны. Например, если звук "ка" он говорит когда видит собаку, куртку и пр., то он таким образом обозначает именно эти предметы, так как они оканчиваются на "ка". На счет понимания речи - в первом сообщении вы указали, что он не всегда выполняет просьбы. В таком возрасте ребенок имеет полное право не выполнять многие ваши инструкции, особенно если они ему неинтересны. Но если когда он не занят чем-то для него интересным вы его попросите что-то вам дать, что находится в поле его видимости, он должен этот предмет вам подать. Особенно если это что-то для него интересное - мыльные пузыри, машинка и пр. Проверить понимание речи можно и попросив его похлопать в ладоши, показать где папа и т.д.
Здравствуйте! Спасибо большое за ответ! Предметы, которые у него в руках подает почти всегда, но даже если ничем интересным не занят, прошу, например, принести мяч, машину, прошу показать мишу или ту же машинку - он не показывает, будто иногда даже не слышит меня(слух проверяли, в норме, зрение тоже). Недавно один раз показал цыпу в ванной, но больше это не повторялось, видимо наугад показал. Он показывает пальчиком только на то, что хочет в данный момент, или что интересно. Занимаюсь с ним как могу, но руки уже опускаются, ведь нам через месяц с небольшим полтора года, а выполнение просьб и речь - никак не освоим. Он конечно может выбросить бумажки в мусорку если ему показать как это делать, а остальное ни в какую. Возможно дело в родах. Было кс на 38 неделе, асфиксия, четырехкратное обвитие, гипоксия, была киста мозга, но к 9 месяцам рассосалась. Возможно и я недостаточно занимаюсь, но я просто не умею. Занимаю его книгами(в последнее время вообще не слушает, раньше слушал до 10 минут), пытаемся подружиться с пластилином, собираем пирамидку и кубики, пазлы пока не получается собрать, кинетический песок только вываливает и собирает обратно но не лепит, может пару минут катать бусины по прутику, учу рисовать красками, сам рисует ручкой шариковой по 10-15 минут, играет в прятки, прячется в шкаф, или просто с ним носимся и дурачимся. Не знаю уже как его научить всё показывать и понимать. Боюсь диагноза зпрр, который, видимо, неизбежен. Скажите пожалуйста, это похоже на зпрр и почему ребенок так долго ничего не усваивает??
Здравствуйте! Прошу прощения, что долго не могла ответить. Что касается вашего вопроса, похоже ли это на задержку психоречевого развития - не могу сказать, опираясь на ваше описание. Здесь необходима личная консультация специалиста. Прошел месяц после вашего последнего сообщения - изменилось ли что-то?
Здравствуйте! Скоро нам полтора года. Около месяца назад были у невролога. Посмотрев ребенка она сказала, что всё с ним нормально, а то, что чего-то не понимает - надо больше заниматься и водить на занятия, приучать к горшку и кушать самостоятельно. Было у нее сомнение на счет его слуха, но потом сказала, что слух всё-таки в норме. Дома мы проверяли слух: на музыку реагирует - начинает танцевать, купили ему металлофон - играл и даже иногда пританцовывал под свою мелодию. Вроде даже чаще стал с нами общаться, начал брать за палец и подводить туда, где лежит игрушка, например, до которой ему не достать и пальцем указывает. Говорить так и не умеет, только слова, типа: тата, тысь танза, нан, и т.д. Вместо ,,ку-ку,, говорит ,,ть-ть,,. Также до сих пор не приносит и не показывает вещи и родственников по просьбе. Невролог сказала, что в отсутствии речи нет ничего страшного, а вот приносить и показывать предметы уже должен. Нам посоветовали подождать до 2 лет, но я боюсь потерять время. Не понимаю, почему он не выполняет просьбы. Мы называем ему одни и те же предметы каждый день, неужели не может запомнить! Он понимает если ему говорят ,,нельзя,, сразу нервничает или плачет. Когда иду к ванной и говорю ,,пошли купаться,, он бежит за мной и протягивает ручки. Недавно на приеме педиатр решила его проверить и сказала ,,дай ручку,, и он отдал, потом сказала ,,на ручку,, и он забрал ее. Вроде как понял, но она протянула при этом руку, значит видимо это не считается за понимание речи. Если видит знакомую ему машинку или кошку на улице или по телевизору, то говорит ,,та,, или ,,а,, и указывает пальцем и смотрит на меня, а я снова называю ему эту же кошку или машинку. Из новых навыков только научился играть в ку ку, то есть он как бы прячется, и говорит ,,ть-ть,, вместо ,,ку-ку,,. Освоили пластилин, он умеет иногда катать его в ручках, чаще разрывает на куски и лепит на досочку. Начали учить фигуры, но пока нет результатов, умеет эти фигуры только накалывать на штырьки. Умеет кидать и пинать мяч, ловит только если близко кидаешь ему. Книги по прежнему не любит. Учиться не очень любит, больше любит физически заниматься: кататься на машинке, двигать мебель, бегать, везде залазить и т.д. Постоянно открывает холодильник. Любит понажимать выключатель. Полюбил фломастеры, рисует как в альбоме, так и на себе. Может кулачком постучать по двери. Больше ничему не научился. Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд мы очень сильно отстаем, это очень важно для нас?
Здравствуйте! Я согласна с неврологом полностью - он может не говорить, но приносить и показывать предметы ему уже пора. Вы его просите показывать вам интересные для него предметы? Пробовали на площадке спросить -"где качели? пойдем на качели!"- и посмотрите, пойдет ли он. Когда собираетесь на улицу, попросите его принести ботинки. То есть не в качестве проверки "покажи стул, дай мяч", а именно в контексте деятельности, чтобы он был заинтересован в выполнении. Если видите, что у ребенка есть трудности с пониманием речи - начните занятия с логопедом-дефектологом
Здравствуйте! Недавно мы были у сурдолога - слух отличный. Скоро отдаем его в садик и надеемся, что вскоре он там многому научится глядя на других детей. По прежнему говорит на своем детском языке, а нам уже почти 1,7. Чаще говорит ,,мама, иногда даже в тему, но ко мне как к маме пока не обращается. Когда прошу показать машинку изредка показывает пальчиком, если в книжках узнает знакомые предметы или животных - тоже показывает сам, а я называю. Недавно начал есть вилкой, и это для нас огромный прогресс. Ест ей редко, не долго, но более менее уверенно, ложкой только пытается есть, но пока всё вываливается. На вопрос ,,где,, изредка что-то может показать, и то неохотно. Когда одеваю его - подставляет ножки, продевает ручки в рукава сам. На горшок не хочет ходить, может просидеть полчаса, а , встав с него, описаться, будто терпит пока не встанет. Из умений нового ничего не появилось. Мальчик не глупый, знает, что одежду надо надевать на себя, а обувь на ноги, пытался одевать, как и носки, но пока не выходит. Знает, что делать отверткой, а что молотком. Знает, как включить телевизор. Знает, что сделать с зубной щеткой и пытается чистить зубы. Знает, как пользоваться пылесосом. Даже умеет мазать кремом маме ручки. Скажите пожалуйста, то, что малыш не показывает все вещи и не выполняет просьбы взрослых полностью перекрывает все его другие маленькие успехи, то есть у нас всё плохо с развитием и мы отстаем?
Добрый день! Мне кажется что вам нужно показать ребенка специалисту - логопеду, дефектологу или клиническому психологу. Потому что несмотря на довольно длинную нашу с вами переписку, не видя ребенка, я не могу однозначно ответить на ваш вопрос. Безусловно одно - в таком возрасте ребенок должен различать на слух определенные слова, если не занят какой-то интересной для него деятельностью. Если же он не реагирует на ваши просьбы, не понимает простых фраз, то ребенку нужны занятия со специалистом.
Консультация психотерапевта на тему «Ребенок и телевизор» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 декабря 2016
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.