анонимно, женщина, 32 года
Здравствуйте. Ребёнку через месяц будет 3 года. Не говорит, отдельные слова только. Но воспитывается на 3 языках. Муж говорит с ним на арабском, я на русском, а с мужем мы говорим на английском, т. к. я не знаю арабский, а он русский. Притом за 3 года переезжала с ребёнком 3 раза. В 4.5 мес. в Сирию из России, в 1.2 в Россию из Сирии и в 2.3 обратно в Сирию. Но последние 2,3 дня я пытаюсь говорить с ним на арабском, по возможности, то, что знаю и он стал лучше за нами повторять новые слова. Нас понимает, на бытовом уровне, и меня и его. Что принести, одеть, и т.д. Очень эмоционален и чувствителен. Бывает поругаю его при других, а ему как будто стыдно перед людьми, что его отчитывают. Потом уже по взгляду смотрит, как реагирую. Вообще любит играть со взрослыми, и любит быть в центре внимания. Но начала замечать его избирательность. Вроде очень любит двоюродного брата и с утра может сам к нему в гости пойти, а вечером закрывает дверь перед его лицом с тревогой в глазах, когда брат пришел к нам.И так бывает, на улице с незнакомыми и со знакомыми. Но если к нему осторожно подходят, то он может пойти на контакт (ещё от настроения зависит), а если резко, то уходит со страхом и нас тянет от туда. Бывают сильные приступы страха. Сегодня начал панически орать, когда папа заправлял машину. Вообще что либо новое и неизвестное для него как буд то неприемлемо. Осторожничает, перед тем как попробовать. К примеру не сразу полез на батут, а только с сестрами двоюродными, а после инцидента на нем, ни ногой. Но все время ходит на него смотрит, на чем стоит и т.д. То же самое с лошадью - качелей. Катался пару раз, а один раз включили внезапно, испугался и потом в никакую. Но приходит её трогает, смотрит на чем стоит, как функционирует и т.д. как то странно. Раньше была странная избирательность в людях, но так не выражалась. Притом ему может не понравиться, если в гостях я надену чьи то тапки к примеру, требует снять. Или боится оставить меня одну в парикмахерской. Сегодня села на качели, чтоб с мотивировать его покататься, начал кричать, чтоб слезла. Однажды закатил истерику, когда двоюродная сестра села на его велосипед. Хотя играет с ней нормально. В садик походил почти месяц. Ходил вроде нравилось, но потом как отрубило. Воспитательница сказала, что был инцидент с девочкой, хотел взять её игрушку, оба плакали. Предполагаю, что его поругали так. к. очень раним. Ещё сказала, что заниматься не любит, только в подвижные игры играет. Вообще ребёнок весёлый. Любит играть с нами и с теми к кому привык и полюбил (хотя порой может отказаться от общения, как будто нет настроения). С детьми осторожничает, своего возраста не любит, хотя бы на 1, 2 старше чтоб были. И не сказать что прям в них заинтерисован стльно. Но всегда проявляет интерес ко всему. То есть любопытный и наблюдательный. Если ребёнок ненавязчивый и проявляет интерес к нему, то возможен контакт в противном случае избегает. Все лето играл с детьми постарше в настольный хоккей. Любил кататься на цепочке, мог и один, но особо оживал, когда было больше детей. Ему становилось интересней и веселей, даже просто наблюдать.Но!!! Был случай, когда на машинках к нему хотела подсесть девочка и у него началась настоящая паника. Знаете, похоже, будто "я за вами понаблюдаю, но в моё пространство не лезть". Хотя, честно говоря были пару детей к которым тянулся -соседи. Ревнив. Требователен. Любит командовать. Если не по его, предпочитает уйти. Инстинкт самосохронения есть, осторожничает во всем. И в еде сперва облизывает, потом решает есть или нет. Игрушки иногда выстраивает в ряд, фото прилагаю. Но отвлечь легко, в принципе в игры он играет, когда нам некогда с ним играть. И недолго. Чуть поиграет, потом берет планшет, дальше телевизор. Что то не получается, нервничает и зовёт нас. Вообще игрушкам предпочитает нас. Но консервативен и даже новая игрушка может вызвать его недоверие и нежелание её принимать, хотя потом привыкает. В игры тащит все, игрушки, что есть. Из ролевых играет в телефон, стрелялки с нами. Наблюдается иногда глазной тик. Порой смотрит странно на пальцы перед сном, но не каждый день и легко отвлечь. Иногда, может пройтись на носочках. Эмоции считывает, если кто плачет, сопереживает, а мое расстройство может близко к сердцу принять. Понимает шутки, смеётся когда кого то копирую смешно. Да и сам любит всем подражать. Часто гиперактивен. Педиатр сказала, что кризис 3 лет и нет необходимости посещать психотерапевта. Но очень тревожно и хочется услышать ваше мнение. Связано ли это с аутизмом или другие психологические либо невролгические симптомы. Стоит ли бить тревогу? Может стоит попринимать лёгкие успокоительные?
Отвечает Сопун Светлана Михайловна
семейный психолог
Добрый день! Очень советую не искать у ребенка какие-то признаки заболеваний и отклонений, а решать конкретные проблемы по мере их обнаружения: есть трудности с речью - нужно заниматься ее развитием, причем сначала делаем упор на какой-то один язык, чтобы ребенок мог начать говорить. Конечно, в вашей ситуации разумнее выбрать английский и пока придерживаться его при общении с ребенком. Как только "стартанет" речь - можно уж и русский и арабский. Дети из таких семей часто имеют речевые трудности, потому что ооочень непросто сориентироваться. Что касается особенностей поведения, то здесь главное - чувствовать своего ребенка и помогать ему в сложных моментах, когда он не совсем обычно себя ведет (подсказать как верно, показать своим примером, а иногда и понять - например, когда не хочет контакта - не заставляйте). Удачи, Светлана.
анонимно
Светлана Михайловна, спасибо, за ответ. Я стараюсь, но у него очень плохо получается с русским, на английском вообще не повторяет. Он ещё проглатывает окончания либо неправильно их произносит. Бывает меняется слога местами. Кстати у его отца до сих пор есть такое, с окончаниями или словом в целом не слышит, но у него проблемы со слухом, плохо слышит, часто переспрашивает, когда говорят тихо. Хотя, как ни странно, иногда слышит и тихие звуки с улицы.
Ещё я заметила, что среди его родственников, ребенок больше склонен повторять, нежели дома. Возможно, потому что они все говорят на одном языке, а дома он слышит 3 языка? Да и слова у них короче, ему проще. Думаю начать заниматься пока слогами.
Хочу ещё спросить, о чем могут говорить навязчивые движения в отдельности? Может быть связано с неврологией?
Сопун Светлана Михайловна
Да, как правило, навязчивые движения говорят об общей повышенной тревожности у ребенка - с помощью них человек успокаивается. Это повод обратиться к неврологу. Конечно, хорошо бы с ним позаниматься логопеду. Но, как я поняла, такой возможности у вас нет. Тогда сами, по книжечкам, по развивающим занятиям по возрасту. Удачи.
Ответ опубликован 15 ноября 2016