Логопедия

Заикание или повторят

дравствуйте, сыну 2.6,до садика разговаривал нормально, не заикался! месяц уже ходим в садик, через недельку начал иногда повторять несколько раз предлоги (например : грибы и-и-и ягоды ) , потом все чаще и чаще и уже повторяет первый стог слова но не всегда (ма-ма-ма-шинки), а вчера пришел с садика и почти каждое слово так говорит (ми-ми-мишка ко-ко-косолапый по- по -по лесу и-и-идет-). оказывается в садике так девочка разговаривает, которая только учится говорить видимо она помладше. и как мне узнать это он повторяет или начал заикаться ?если повторят то это само пройдет или надо с логопедом заниматься?у меня сестра заикается с детства, но он с ней не общается, это не передается по наследству?
Здравствуйте. Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи, чаще всего с 3 до 3,5 лет). В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу. Запинки несудорожного характера - это физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи. Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью. Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР). В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!!! Помощь близких ребенку с физиологическими запинками: Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками. Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно. Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается. Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций). Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу. Давайте ребенку время говорить без перерыва. Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает. Если ребенок левша не переучивайте его. Будьте спокойны и сдержаны. Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время. Когда возникает заикание? Заиканию предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение детей, и получить лучший результат. Первые признаки заикания таковы: малыш вдруг отказывается говорить, при этом молчание может продолжаться несколько часов и даже целые сутки; после этого периода ребенок начинает говорить уже заикаясь (если успеть обратиться к психологу, логопеду до того, как ребенок начнет говорить с заиканием его вообще можно предотвратить); ребенок перед произнесением отдельных слов добавляет лишние звуки, например а или и; перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, - затрудняется начать речь; в словах и фразах ребенок делает паузы, «передышки»; рассказывая что-либо, ребенок повторяет первые слоги в словах или целиком слова/фразы. Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту. Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше), - такое заикание считается первичным и для его преодоления необходимо соблюсти некоторые рекомендации: Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим: Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключить просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь. Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте. Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств. Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день. Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж. Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает. Но если этого не случилось, то ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей. Каковы причины заикания? Причиной заикания и нарушения речи может быть: Инфекционное заболевание, ослабившее организм в целом и центральную нервную систему в частности. Испуг или при постоянное грубое отношение. Резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, внезапное изменение режима дня, стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника). При этом заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано (с опережением), так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители — постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ. Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание. И в зависимости от того, почему возникли нарушения речи, врачи строят прогнозы о выздоровлении. В одном случае детское заикание быстро излечивается. В другом — остается на всю жизнь. Чтобы помочь ребенку избавиться от этого недуга, самое важное — не пропустить его развитие. Для этого нужно: быть очень внимательным к своему ребенку; при необходимости обратиться к грамотному специалисту (и если логопед скажет, что «нужно подождать пару лет, а сейчас диагноз ставить рано», значит, нужно искать другого логопеда); знать ответы на такие вопросы о заикании — когда, почему, как?.. Как предотвратить заикание? Естественно, что логоневроз, так же как и любое заболевание, легче предотвратить, чем лечить. Это может показаться странным. Ведь понятно, что можно попытаться предотвратить простуду или ожирение. Но заикание кажется не таким предсказуемым, чтобы его можно было не допустить. Тем не менее профилактика заикания существует. И она такова: Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п. Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. И самое важное — в ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним и никогда-никогда не обращаться к нему с упреком: «Замолчишь ли ты когда-нибудь, наконец...» Эти же рекомендации применимы для предупреждения рецидивов заикания.
спасибо за подробный ответ. мы выяснили что все таки он заикается, сходили к неврологу сказали пить фенибут 2 мес и тенотен детский 2 мес. логопед в садике говорит что он маленький для занятий, видимо надо искать другого? и сказали сходить к психологу
назначать лекарства я не имею право. Могу только еще раз посоветовать четко соблюдать режим дня, разговаривать спокойно с ребенком и между собой, сократить количество мероприятий, где много народа, шум, т.е. все возбуждающее. Теперь про логопедов. надо искать не просто логопеда, а именно логопеда, знающего методику работы с заиканием. Это очень важно! Не стесняйтесь спрашивать, что человек окончил, какие курсы посещал - здесь на кону здоровье ребенка! не все логопеды умеют работать с заиканием, уверяю Вас! Но, кто ищет, тот всегда найдет! Удачи!
Консультация врача-логопеда на тему «Заикание или повторят» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Образование
Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений
Место работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение, центр образования №656 им.А.С.Макаренко
Подробности

Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, нарушения письменной речи, обусловленные проблемами в мышлении, внимании, памяти и т.д. Помогает включать в общеобразовательный процесс детей с диагнозами ММД,СДВГ, ЗПР.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Заикание или персерверации
Здравствуйте! Мой ребенок примерно в 4,5 года начал во время разговора повторять окончания слов (последние слоги) по нескольку раз. например: "девочка собирается-тся-тся-тся" или "картошка-шка", его "звали-ли". Сейчас ему 5,5 и...
Заикание после испуга
Здравствуйте, моему ребёнку 2 г. 7 мес. Заговорил до 2 лет. Говорит много предложениями. Правда во многих словах заменял т на к, а д на г...После похода к лору, где...
Повторы слов в предложении
Здравствуйте.Девочке 7 лет. Второй год занимается в логопедической группе для детей с ОНР. Девочка очень подвижна, активна во всем. Звуки поставлены, кроме Р. Бабушка стала замечать,что в предложении девочка повторяет...
Заикание или норма
Здравствуйте! Дочке 3.1 Года, недавно стали замечать что в речи она иногда по несколько раз повторяет звуки, слоги, слова или целые фразы. Мне кажеться это в основном происходит когда она...
Заикание или запинки
Здравствуйте.Моему сыну 3.5 года.В последнее время стал разговаривать как бы заикаясь.некоторые звуки очень долго выговаривает.Разговаривать мы начали в 1.9 словами,а сейчас болтает без умолку.Ходим в детский сад,он у меня мальчик...
Заикание
Здравствуйте!Сыну исполнилось недавно 4 года.Где то с месяц назад стали замечать,что он иногда по несколько раз повторяет слова ("это-это-это кто?) или буквы (по-по-по-можем).Такое происходит когда он волнуется,или торопится что то...
Заикание
добрый вечер!!!!пожалуйста , помогите, доче 5 лет. когда ей было 4 года она испугалась деда Мороза и с того времени начала заикаться. заикается не всегда когда говорит стихи или поет...