анонимно, женщина, 35 лет
Здравствуйте, Ариель Аркадьевич!
Очень переживаю за сына (1,7). Родился доношенным. Во время беременности с 25 недели у меня был тонус матки. До года лечили врожденную мышечную кривошею. До 4 мес. были проблемы с вращением головы. В одну сторону голова плохо поворачивалась и слегка тряслась. Было искривление всего тела на правую сторону. Лечили курсами. В 6 мес. это ушло. А в год сняли диагноз кривошея.
Сейчас сын не говорит ни слова осмысленно, только слоги. Есть какие-то слова и они даже имеют смысл (типа "папа", "ухо", "бух"), но он их не применяет в ситуации. Раз 5 пытался сказать "дай", когда за чем-то тянулся (мы тогда очень активно учили этому), потом перестал. Речь понимает, но не абсолютно все (только то, чему учила). Просьбы выполняет. Знает много предметов и все свои игрушки. Может показать всю технику на кухне и предметы в комнатах. Любит рассматривать книги и чтобы я читала (приносит почитать), в обучающих книгах и в стишках может повторить все действия (хлопать, топать, подпрыгивать, стучать, "говорить" по телефону и т.п.). Может по настроению показать на карточках то, что прошу. Указательный жест всей рукой у него был редко в книжках с 1,2. Сейчас научила показывать пальчиком на предметы. Показывает, но не всегда. В книжках так и продолжает всей рукой, но именно то, что прошу. Всегда только левой. Есть самостоятельно тоже плохо получается. Левой лучше, чем правой. Жеста да/нет головой до сих пор нет, т.е. мне очень сложно понять чего он хочет. Чаще тянется к вещам и мычит, так просит дать эту вещь. Иногда ведет меня куда ему надо. Если надо нажать на кнопку, на которую не получается (не выпуклые кнопки в книжках), берет мою руку и просит нажать. 90% делает левой рукой. Правой по желанию. Любое действие руками, которое не получается, сразу бросает и при этом расстраивается.
Смущает еще то, что не хочет заниматься ни мазаикой, ни пазлами, ни конструктором, ни лепить из пластилина, ни рисовать красками. Только собрать пирамидку может и неправильно сортер. Больше любит игрушки-стучалки, игрушки с кнопками, мячик, книжки и где можно придумать что-то самому (сам начинает играть со мной в ку-ку, прятки с собачкой (просит спрятать собачку), догонялки, игрушки с подушки скатывает, съезжать с моих коленей, крутит колечки от пирамидки по полу). Смущает, что все мои попытки занять его чем-то более интеллектуальным ни к чему не приводят. Бывают дни (редко), когда мне сложно уловить его взгляд (только когда по имени позовешь, посмотрит). Только лежа или сидя получается на долго привлечь внимание. Но чаще нормально смотрит. На имя отзывается всегда.
В 1,6 были у невролога. По ээг серьезных нарушений не увидел. Но сказал, что по результатам видно, что была легкая гипоксия во время беременности. С сосудами тоже все в прядке. Поставил темповую задержку речи. Но меня помимо речи сильно смущает то, что сын до сих пор не может объяснить чего хочет и то, что указательный жест появился так поздно. Ну и то, что наши сверстники уже гораздо больше понимают и их можно привлечь к развивающим занятиям. У меня такое ощущение, что мы сильно отстаем.
Возможно, врач что-то упустил и наша проблема серьезнее? Может, стоило пройти другие обследования (кт, рэг)?
Заранее спасибо вам за ответ!
Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! Спешу вас успокоить. Вы слишком требовательны к дитятке этого возраста . Подрастите до двух лет хотя бы.
Ответ опубликован 21 сентября 2016