Консультации / Психология и психиатрия

Поведение ребенка в 3 года

добрый день. дочке почти 3 года. у меня с ней никогда проблем не было. она была всегда очень послушным, хорошим ребенком. Она меня чувствовала и понимала, привязанность была сильная, на этом и послушание основывалось. Я ей уделяла внимание в меру, в самостоятельности не ограничивала, не оскорбляла, запреты свои объясняю всегда, альтернативу даю, последствия своих поступков показываю, правила дома есть, просьбы стараюсь верно доносить,дисциплина была, к слову "надо" старалась приучить, т.е. есть вещи, которые нужно делать априори безоговорочно и у нее не возникало сомнений в этом, а есть вещи, в которые я не вмешиваюсь, даю ей выбор, и это компенсировало дисциплинарные моменты и все было отлично. Отношения были очень хорошие, никаких не хочу, не буду одевать, истерик, упрямства, уговоров, она просто знала что почему и когда, привыкла. А сейчас я просто в шоке каком-то. Она будто не мной воспитывалась. я так старалась к 3м годам, чтобы были хорошие доверительные отношения, а получается ...Она стала на пустом месте капризничать, не нажала на кнопку в лифте, говорю потом на на другую нажмешь - "не хочу", и на почве этого дома упрямится - говорю "идем ручки мыть" доброжелательно с улыбкой, а она упрется и смотрит на меня, я не знаю как себя вести в таких ситуациях. утром одеваться - а она опять смотрит и не делает. я и по хорошему и объясняю. сегодня просто не выдержала и очень сильно ударила по попе за упрямство и в угол поставила (в первый раз) она в плач, но мне не понравилось, что после моего удара ребенок не плакал, когда я сорвалась и второй раз шлепнула, потом расплакалась. Так она вроде слушается, но упрямится на пустом месте, капризничает и на отказы стала бурно реагировать - начинает злиться, не принимает альтернативу, не просто плачет, а брыкается как-то. Ко мне холодна стала, я чувсвую вину после шлепков таких, но заискивать перед ребенком не могу. я ее очень люблю, но просто в глухом углу нахожусь. Что это может быть? Как себя вести? ощущение, что она мной пренебрегает. я не хочу ее наказывать, ставить в угол, но как вести себя? как наказывать? если нужно.Я с ней стараюсь быть доброжелательной, не критикую, строгость проявляю, не обманываю, доношу до нее все, что от нее хочу. Но чувствую себя очень плохо, т.к. не ожидала такого поведения от своей малышки, ее будто перевернули. Будто все, что яделала за эти 3 года - впустую. иногда меня будто провоцирует. Я была в восптании и требованиях своих последовательной всегда, и мои методы работали, а сейчас не знаю что к ней применять, становиться тяжело ее любить, если вы понимаете меня,хочется обнять, поцеловать, но ощущение, что оно ей не нужно. Я читала про кризис 3х лет может это он, но мне от этого не легче, т.к. не знаю какую тактику применять. Если раньше был намек с ее стороны на упрямство или не желание что-то делать, я просто присаживалась к ней и спокойно говорила что нам нужно сделать, почему и когда мы сделаем то, она хотела и все...это переросло в режим и ребенок понимал, что если мама говорит "пора домой", "надо одеться" или еще что-то то она вернется к своему делу и нужно делать то что говорит мама, а сейчас просто сопротивляется, как вести себя если она бурно реагирует на отказы? например: это брать не нужно,дать не могу, а она не просто плачет, а начинает сопротивляться, брыкаться и возмущаться.Спасибо Вам большое заранее. я стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу, но мне сложно с каждым днем.
Здравствуйте! Конечно, здесь на лицо "классика жанра" - кризис 3 лет. Ребенок, раньше не доставлявший проблем, вдруг становится упрямцем, несговорчивым и вообще его поведение доставляет много трудностей. Это нормально, без подобных изменений развитию не бывать. Чтобы Вам стало легче и уменьшилась тревожность, а тревожность - это всегда дефицит информации, сообщу Вам немного об особенностях протекания данного кризиса. Во- первых, негативизм. Не надо путать негативизм с непослушанием. Непослушание - это когда ребенок очень чем-то увлечен, а его хотят оторвать от этого дела. Негативизм - дело другое: это всегда обратная реакция на то, что предлагает взрослый. Она не хочет мыть руки просто потому, что это сказали ей Вы. Попробуйте предложить не мыть руки, и она их помоет. Дело здесь не в действии, а в отношении к другому человеку. Негативизм - это своего рода протест против воли взрослого, имеющий под собой стремление к изменению отношений с людьми. Мной не будут командовать - вот, что здесь главное. Далее - упрямство. Упрямство - это не настойчивость. Например, ребенок что-то требует, этого ему не дают. Но, в силу того, что он это уже потребовал, и возможно, что ему этого и не хочется, он будет упрямиться и настаивать на своем. Главный мотив упрямства - это то, что ребенок связан со своим решением. Сказал:" Не пойду!" и не идет лишь только потому, что он так сказал, а не потому, что не хочет идти. И третье. Этот возраст так и назван Л.С.Выготским "возрастом строптивости". Ребенок становится полной противоположностью тому малышу, который полностью зависел от матери. Происходит отделение от нее, ребенок и мать уже не диада, не единое целое. Поэтому набираемся терпения, пересматриваем свое отношение к ребенку, он становится отдельной личностью, и это прекрасно, любим его безусловно ( любить послушных очень легко, это не фокус) и наслаждаемся жизнью и этими неповторимыми моментами в жизни Вашего ребенка. Не забываем слова английского детского психиатра и психоаналитика Д.Винникота о том, что ребенку нужна не идеальная мать, а вполне достаточно обыкновенной. Будьте сама собой, просто любите Вашу девочку, и все напряжение уйдет. Будьте здоровы!
Консультация психотерапевта на тему «Поведение ребенка в 3 года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 31 августа 2016
О консультанте
Подробности

Клинический психолог, семейный консультант, детский нейропсихолог. Консультирует взрослых по темам: партнёрские и супружеские отношения, чувство опустошенности, ненужности, сомнения в выбранной профессии, тревожные состояния, фобии, неврозы, истерики, неуверенность в себе, раздражительность. Проводит коучинговые программы для женщин  на предразводном этапе, в процессе или после развода. 

Телефон для записи: +7 (910) 442-74-97.