Консультации / Психология и психиатрия

Ребёнок не понимает речь в 3 года

Здравствуйте, очень надеюсь на вашу помощь, так как уже не знаю куда обратиться. Сначала сам вопрос, т.к. модераторы ругаются: какие ещё действия можно предпринять для развития речи ребенка, к каким специалистам обратиться, какие анализы сдать, на что провериться? Теперь о ребенке: сыну 3 года и 2 месяца. Физически здоров, развит хорошо, крупный и крепкий, болеет редко, 8.9 баллов по шкале Апгара при рождении. Роды были тяжёлые, двойное обвитие, кефалогематомма от вакуумной экстракции, кривошея. Массаж курсами делали регулярно. После первого курса массажа начал держать голову, после второго переворачиваться, после третьего сидеть... Наблюдались по неврологии с рождения, в 2 года диагноз - подозрение на расстройство аутистического спектра (бегал кругами, рядами выкладывал игрушки, не показывал пальчиком, не реагировал на других детей, кроме негативной рекции), после энцефабола стало лучше, стал контактен, аутистические проявления уменьшились. Параллельно проверяли ушной аппарат, мозг (энцефалограммы и т.д.), всё в норме. Единственный нюанс - обнаружен цитомегаловирус в 2.5 года (шишки на шее в лимоузлах были с рождения, все говорили это нормально, анализы сдавали в рамках своей инициативы), прошли курс лечения и после прием стимулирующих препаратов (картексин уколами, энцефабол, глиатилин курсами по неврологии). Параллельно иппотерапия (была немного расхлябаная походка). Проблема в том, что он не только не разговаривает (квазиязык в изобилии, эхолалия в редком виде, русского нет даже в слоговой форме), но и не понимает основных слов, хотя при указании пальцем выполняет требуемое. Различает интонации и основные фразы ("давай спать", "иди пописить", "иди кушать", "нельзя", "иди ко мне", "иди купаться"). Дефекация в трусы. писиет в унитаз, ест преимушественно пюреобразную пищу, обычную еду игнорирует. Любит играть в конструкторы, пазлы, любит качаться на качелях. В детский сад ещё не ходит. Живем в Новосибирске, были уже у очень многих специалистов, общий смысл послания: "он не безнадежен, занимайтесь 2-3 года и всё будет хорошо; массажи сжимающие делайте, больше общайтесь, витаминки для мозга пейте, он у вас не аутист, но признаки есть, не могу отрицать
Добрый день! Конечно, Ваша тревога совершенно оправданно и понятна. Прекрасно, что Вы прошли так много серьезных обследований, это позволит точнее определять направление помощи ребенку. Такая история рождения, конечно, не прошла для ребенка бесследно. Надежду внушает то, что органических повреждений мозга нет. Значит говорим и неправильном функционировании и развитии не только речи, но и некоторых психических функций. В таком случае вы наблюдаетесь у невролога постоянно, а также у психиатра по поводу возможного аутизма. НО. Обязательно найдите детского нейропсихолога, который проведет диагностику КАКИЕ именно психические функции и насколько страдают, насколько можно говорить о задержке психического развития или пока еще только о речевом. Затем либо сам нейропсихолог занимается коррекцией и развитием этих проблемных зон, либо педагог-дефектолог. Непосредственно логопед к таким занятиям подключается не раньше лет 5, когда удается скорректировать основные 'причины' речевой задержки, а именно развить отстающие психические функции. В любом случае, это дело не одного года. Что касается эмоционального развития, социализации и посещения сада, то в данном случае это не должно быть главной целью пока. Это следующий этап. Вы правы, что опускать руки нельзя, желаю терпения и удачи. Светлана.
Консультация психотерапевта на тему «Ребёнок не понимает речь в 3 года» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 4 июня 2016
О консультанте
Подробности

Семейный психолог. 

Телефон для записи: 8 (985) 776-22-00.