анонимно, женщина, 27 лет
Здравствуйте,моей дочери ровно 2 года.Хотела бы посоветоваться с вами на счет речевого развития ребенка.Ребенок у нас второй,родилась с весом 3,330кг.,роды прошли хорошо,единственное после родов постпвили диагноз врожденная кривошея,которую мы исправили массажем.Ребенок понимает речь взрослого,что ей скажегь она делает и даже не задумывается.Говорю:принеси пульт,она несет.Принеси кружку,она несет.Иди спать,она ложиться.Со взрослыми и детьми контактирует хорошо.Единственное мне кажется плоховато говорит.Говорит в основном отдельнве слова,типа :дай,на,да,нет,мама,папа,дед,собака-ав,мяу,няй-это снимай,ам,бай,ляля,соса,ляжь,ай-больно,чай,ем-это хлеб,и т.д.Свои желания и потребности пытается высказать словами-дай,чай,бай,ам и т.д.На горшок сама ходит.Вещи одевать любит,сама достает и просит одеть.Вобщем ребенок развитвй,вот только речь такая эта норма или нет? В два года ребенок как должен разговаривать,стоит мне бить тревогу?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. На втором году жизни ребенка, происходит революционное изменение в жизни малыша. Он обретает свободу передвижения, и количество впечатлений возрастает в несколько раз. Развитие речи у детей тоже ускоряется. Теперь этот процесс у здорового ребенка зависит от двух процессов.
Во-первых, это увеличение пассивного словарного запаса.
Во- вторых, развитие мелкой моторики рук.
Пассивный словарный запас это те слова, которые малыш понимает, но пока не говорит.
Работа по увеличению пассивного словарного запаса.
• Совместное чтение книг и рассматривание картинок. В быту не употребляется столько слов, сколько можно произнести, разглядывая картинки. Детские книжки – хороший материал для таких занятий, но картинки в них достаточно однообразные. Манера рисовать, стиль не меняется от иллюстрации к иллюстрации. Поэтому внимание малыша быстро притупляется. К тому же в детских книгах редко встречаются темы, актуальные для ребенка: семья, быт, предметы быта и прочее. Такие картинки стоит брать в журналах, рекламных брошюрах и каталогах. Там все предметы сфотографированы с максимальным качеством. Каждую картинку надо подробно обсудить. Например, если сфотографирована чашка с блюдцем, то можно не только назвать эти предметы, но и употребить глаголы 6налить, стоит, пить, брать. А так же прилагательные, описывающие эти вещи.
• Во время повседневного общения, как можно больше употреблять потешек и песенок, подходящих к случаю.
Например: «Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем…»
«Ушки мыли? - Мыли!
Глазки мыли?- Мыли!
Носик мыли?- Мыли!
И теперь мы чистые, заиньки пушистые».
Когда звучит мелодия стиха, речь ребенка развивается быстрее.
• Можно стимулировать малыша к подражанию. В книгах можно найти много пальчиковых игр, которые делают стишки и потешки еще увлекательней. Известная присказка про Сороку-воровку первое, что приходит в голову, но на самом деле их много.
Мелкая моторика рук (ручная умелость) напрямую связана с развитием речи у ребенка. Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь взаимосвязаны. Какие же упражнения можно предложить такому маленькому ребенку?
• Брать маленькие предметы. Не стоит пугаться. Под контролем старшего вполне можно собрать рассыпанный горох на блюдечко. У детишек в этом возрасте появляется просто непреодолимое желание брать в руки всякую мелочь.
• Просунуть в щель монетку или пуговицу. Тут секрет в том, что щель может стоять под удобным углом к крохе, а может так, что каждую пуговицу надо будет поворачивать.
Упражнение развивает не только умелость рук, но и сообразительность. Каждую упавшую пуговичку или монетку лучше сопровождать восхищенным «Бух!». Тогда малыш поймет, что трудится не зря.
• Нанизывать крупные бусины еще труднее! В этом деле нужна согласованная работа обеих рук. Начать можно с палочки от китайской еды. На палочку нанизывать проще, чем на шнурок. А именно он является конечной целью. Заниматься бусинами можно практически на протяжении всего дошкольного возраста, так сейчас самое время начать .
• Пластилин – прекрасное средство для развития мелкой моторики и следовательно развития речи у детей. Сейчас в магазинах огромный выбор этого материала. Есть даже масса для лепки специально для детей с года. Это окрашенное пищевым красителем соленое тесто очень противного вкуса. Пихать его в рот очень быстро пропадает желание. Лепить, пожалуй, пока не выйдет, а вот отщипывать кусочки уже получится.
Можно использовать и другие способы развития мелкой моторики. В магазинах продается много игрушек, в аннотациях к которым стоит развитие мелкой моторики, развитие речи у детей и вообще гениальность с первого применения. Можно использовать и их. Лучше всего, пожалуй, сортеры. Это такие кубы с разнофигурными прорезями. Развивают не только мелкую моторику, но и сообразительность.
Но, как правило, купленные игрушки совершенно не оправдывают денег на них потраченных. Интерес к ним быстро угасает.
Ну, а что же делать, если время идет, а речь ребенка не обогащается новыми словами? Каковы нормы развития речи ребенка в 2 года?
• Активный словарный запас несколько десятков слов.
• Может пользоваться предложениями из нескольких слов.
• Понимает почти все, обращенные к нему, слова.
• Любит слушать книги.
• Узнает предметы на иллюстрациях и может назвать их.
• Склоняет существительные.
Это, конечно, идиллическая картина развития речи в 2 года и что можно предпринять, если она не достигнута?
Стоит проконсультироваться с неврологом и логопедом.
Невролог определит причину отставания в общем, поможет наладить кровообращение головного мозга. Сделать это необходимо сейчас. Ведь, если говорить ваш малыш со временем научится, то проблемы кровоснабжения головного мозга никуда не уйдут. Возникнут проблемы позже, возможно, в школе.
Логопед осмотрит и выявит проблемы на местном уровне. Бывает спазм мышц речевого аппарата. Иногда в этом случае простой массаж решает проблему за несколько дней. Мышцы расслабляются, управлять языком и губами становится легче и речь ребенка в 2 года нормализуется.
Ответ опубликован 30 мая 2016