Консультации / Логопедия

Первые слоги

Здравствуйте зоя борисовна. Моей дочери почти 5 месяцев. Я читала немало статей,касающихся развития детей и почти в каждой из них упоминалось,что дети в этом возрасте уже произносят первые слоги. Моя дочь слогов не произносит,но зато она очень громко и радостно умеет пищать и делает это с великим удовольствием. Раньше она произносила очень несмело что-то вроде "агу" или "ку",но теперь как-будто напроч забыла об этом и переключилась исключительно на писк. Я часто разговариваю с дочерью и внятно произношу различные слоги,пытаясь стимулировать ее к их произношению,но к сожалению, прогресса пока не наблюдаю. Скажите,если ребенок умеет пищать и кричать,значит он,теоритически, может и говорить? Есть ли у нас еще немного времени в запасе или если если дитя в 5 месяцев еще не произносит слогов это является грубой патологией? Спасибо.
Здравствуйте. Попросите педиатра дать направление на консультацию к сурдологу. Проверьте слух. Что-то не так, мне кажется. В 5 месяцев малыш уже радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона. Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие. Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений. Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье «Стихи для новорожденных и самых маленьких». Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени. Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета. С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой). Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме. Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос. Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать. Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами. Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря) Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.
Спасибо за ваш ответ,Зоя Борисовна. Дочка прекрасно слышит и обстановка в семье спокойная,но дело в том,что я говорю с ней на русском языке,а муж на польском. Скажите,может быть в этом проблема?
да нет, проявления развития в двуязычной семье обычно позже наступают. Если Вы пишете, что со стороны слуха, развития нервной системы все в норме. не было никаких проблем в беременности и родах-значит, это такой путь развития малышки. У каждого он свой. Постарайтесь попробовать то, о чем я писала, не один-два раза, а подольше-посмотрим, что получится. Если и к 7-8 месяцам речи НИКАКОЙ (лепет, гуление) не будет-проконсультируйтесь у невролога. Но мне кажется, все будет хорошо.
Консультация врача-логопеда на тему «Первые слоги» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Образование
Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений
Место работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение, центр образования №656 им.А.С.Макаренко
Подробности

Московский институт повышения квалификации, олигофренопедагог дошкольных и школьных учреждений.

Работа с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, нарушения письменной речи, обусловленные проблемами в мышлении, внимании, памяти и т.д. Помогает включать в общеобразовательный процесс детей с диагнозами ММД,СДВГ, ЗПР.

Задать вопрос
Похожие вопросы
Ребенок в 2,3 года говорит первые слоги
Добрый день, девочка 2.3 года, после длительной высокой температуры (38.5-39.5 три дня была ангина и стоматит и через пять дней еще 4 дня ротовирусная инфекция) в 1 год 9 мес...
Ребенок говорит первый слог в словах
Здравствуйте! Мой ребенок 2,9 лет разговаривает предложениями 3-4 слов, но использует первый слог в словах. Мама я чу биби., ко-кошка ,око-молоко, пла-плачет, шко-школа и т.д. Были у невролога пропили курс...
Ребенок повторяет первый слог по нескольку раз
Добрый день.Моему сыну 3.2 Года,активный,я бы сказала гиперактивный мальчик,до сих пор говорит не совсем внятно,иногда понимаешь его но бывает галаголит на своем что не понять.Стихи рассказывает что не понять.Буквально дней...
Первый слог
Здравствуйте, моей дочери 3,7 месяцев, в последнее время стала "терять" первый слог в некоторых словах, например машина говорит шина, и к тому же не может произнести "не", например не хочу...
Повторение первых слогов в словах
Здравствуйте. Моему сыну 5 лет. Когда он очень возбужден или взволнован, он повторяет первые слоги в словах (особенно начинающиеся на "п" и "К" например, "ко-когда по-пошли"... Раньше такие "волны" у...
произносим первые слоги слов
здравствуйте.моей дочери 2 года 3 мес.очень плохо разговаривает.говорит первые слоги слов.некоторые слова целиком,но звуки "з,щ,ш,р,ф,х,ц"вообще не произносит.пытается связывать слова в предложения,2-3 слова.как вы считаете,стоит ли нам бить тревогу и обратиться...
Говорит много слов но в основном только первые слоги из названий
Моей дочке 1год и 11 месяцев. Говорит много слов, но в основном только первые слоги из названий. Например, телефон это "те", если хочет бегать, то говорит "бе". Хотя в речи...