анонимно, мужчина, 43 года
Болен с 2005 года. Возраст 43 года. Раз в год срыв ритма. Впервые -паника, страх смерти, предобморочное состояние. Восстановился до приезда скорой. Затем две госпитализации с в/в ведением кордарона 300 мг в первом случае и последующим назначением сотагексала 40 мгх2 р/день. Три года на сотагексале, после очередного бронхита и антибактериальной терапии (а надо признать терапевты назначая макролиды мало прислушиваются к информации о принимаемых уже препаратах) обратился к аритмологу по поводу отмены/замены сотагексала на иной препарат (очень пугают torsade de pointes!) - Было рекомендовано уйти от сотагексала на беталок в минимальной дозировке, убирающей вегетатику в виде тахикардии. Ничего хорошего из этого не вышло, промучался почти год и вернулся на сотагексал, но применил рекомендуемую дозировку к нему-итого 20 мг 2 раза в день (скорее для мозгов, чем для сердца). Этой весной сорвался ритм (физическая нагрузка) . Принял амиодарон 100 мг под язык-через полчаса ритм восстановился и в течение последующих 3-х дней чсс удерживалась в пределах 53-60 уд. В минуту. Сотагексал убрал совсем. Черз три недели ритм опять сорвался и опять восстановился через 15 минут. Спустя 2 недели опять физическая нагрузка и опять срыв и опять амиодарон 100 мг под язык. Не курю, не выпиваю, чай-кофе тоже исключены (фиточай) , спорт (велосипед) в позапрошлом году активно, в прошлом году даже не притронулся , в этом уже было собрался, но срывы остановили меня
вопросы: мне так и жить в ожидании очередного срыва и тормозить амиодароном разово? Стоит ли помышлять об абляции и в каких случаях она выполняется при ма? Можно ли (в какие сроки после приёма амиодарона, учитывая возможные изменения qt) вернуться к сотагексалу и стоит ли? И вообще: разъясните пожалуйста- в каких дозировках бояться пресловутой torsade de pointes при одновременном или последующем приёме сотагексала и амиодарона? Тахикардия возникает при физической нагрузке (иногда даже после банального встать-присесть) и после еды устойчиво держится на отметке 90-100 в покое до часа, а порой бывает наоборот-поднимешься на этаж, а пульс не разгоняется за нагрузкой, так и остаётся 60. Спокойно жить при 60-76. Можно ли планировать отдых на юге с такими делами? И как себя вести в случае срыва? Есть куча экг и холтеров, штук пять узи сердца, где левое предсердие разными специалистами на разных аппаратах измерялось как 3,6-3,8-4,1-4,3-3,8 о первого до последнего. Последнее измерение сделано весьма уважаемым специалистом в узи-диагностике именно сердца. На экг-холтере в принципе никакой войны не обнаружено-всё в границах нормы, кроме момента срыва, зарегестрированного при экг (р отсутствуют, интервалы qq разные).
Наговорил очень много, но за 10 лет чёткой картины у себя в голове - как с этим правильно жить и как бороться не смог сформировать. Живу как на пороховой бочке, ограничиваю себя в дальних перемещениях (а раньше любил путешествовать, да и сейчас бы не прочь). А хочется уже не бояться. Благодарю за ответы!
Отвечает Родионов Антон Владимирович
кардиолог
Обсудите с врачом применение пропафенона по принципу "таблетка в кармане". Живите с идеей, что ФП - не жизнеугрожающее нарушение ритма. Путешествуйте!
анонимно
Врач предлагает то же самое , но только с амиодароном. Можно всё-таки прояснить ситуацию с torsade de pointes? В том, что ФП не смертельно (ну по крайней мере до тромбоэмболии в отдельных случаях) уже почти уверил себя, но когда экстрасистолы носят сжимающий характер-становится страшновато. Вероятно ПА вносят свои нехорошие коррективы в ощущение себя, хотя я и стараюсь пойти по пути "не слушай себя, а занимайся делами", но иногда выкашивает на время, вот как вчера: полдня неприятные замирания, ЧСС 80, а к вечеру слабость до трясучки в руках со звоном в ушах-прямо как при гипогликемии, разве что не бледный и есть не хочется. Но в целом, как мне кажется, без постоянного приёма антиаритмиков мне живётся лучше. И, таки первая самопомошь при срыве в той же Абхазии?
Родионов Антон Владимирович
torsade de pointes, как правило, является следствием экстремальной антиаритмической терапии. Чем меньше антиаритмиков, тем безопаснее. Всё очень просто. Лечить заочно я вас всё равно не смогу.
Ответ опубликован 3 мая 2016