анонимно, мужчина, 4 года
Здравствуйте! Моему сыну 4 года и 5 месяцев, у него синдром дауна. Практически не разговаривает. В обиходе около 10 слов, где есть слоги - па, та, тя, дя и некоторые гласные. Ребенок неусидчивый, логопедов не слушается. Ежедневно сама делаю ему логопедический массаж. Занимаюсь с ним дома, используя карточки и развивающие пособия монтессори. Прогресса особо не наблюдается. Посоветуйте какую методику целесообразнее использовать в нашем случае. P.S. Кроме сд никаких других заболеваний нет. Все медикаментозные назначения невролога принимаем по 2-3 курса в год.
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте! Конечно, полностью устранить влияние лишней хромосомы невозможно, но занятия по развитию речи, когнитивных навыков, моторики и координации таким деткам просто необходимы. При условии раннего начала стимуляции их развития с помощью специальных методик дефектологом и логопедом при соответствующих индивидуальных возможностях ребенка, есть шанс, что ребенок сможет учиться в обычных классах массовых школ.
Учитывая особенности детей, в том числе и свойственную им доброту, открытость и доверчивость, специалист, работающий с ними, должен не только владеть специальными методиками и большим опытом их применения, но и особым складом характера — быть таким же теплым и душевным, как и его маленькие ученики.
Работа с детьми с синдромом Дауна требует дифференцированного подхода для выработки индивидуальной стратегии коррекции и ведется на основе поэтапного (ступенчатого) освоения требуемых умений. (Вы не пишете, есть ли анатомические отклонения, нарушения в строении речевого аппарата)
Есть 5 основных областей развития, по которым ведется работа:
1.Общая моторика
2.Тонкая моторика
3.Зрительно-моторная координация
4.Восприятие и понимание речи
5.Развитие когнитивных и социальных навыков
На первом этапе коррекции ключевая задача — это научить ребенка концентрировать внимание. Этим занимается дефектолог, поэтому рекомендую начать занятия по развитию речи именно с ним. Не пытайтесь сразу начать с логопедических занятий, даже если Вам очень хочется, чтобы малыш как можно скорее смог начать с Вами общаться. Сначала необходимо научить его концентрироваться. Есть 3 главные ступеньки в освоении этого навыка: 1) на человеке путем поддержания зрительного контакта; 2) на предмете или звуке; 3) на предмете одновременно с другим человеком. Итак, первый шаг — это дефектологические занятия с логопедом-дефектологом не менее 2-х раз в неделю.
Хорошим подспорьем для работы дефектолога станут занятия в группе логоритмики и в игровой группе по развитию коммуникативных способностей. Музыка, пение, творчество, общение с другими детьми под присмотром и руководством опытного специалиста-дефектолога — отличная база для развития моторики и координации и, как следствие, появления речи. И еще более хорошее подспорье для активизации социальных навыков малыша.
На определенном этапе можно будет подключать логопедические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю для более интенсивной работы над развитием речи ребенка. В идеале, вводить логопедические занятия следует при сохранении дефектологических. Также не стоит пренебрегать возможностями, которые дает нейропсихология. Курс нейрокоррекции по специальным методикам детям с синдромом Дауна показан, дает хорошую динамику в развитии крупной моторики, зрительно-моторной координации и способствует развитию речи и повышению их саморегуляции и самостоятельности.
Логопед при визуальном осмотре сможет дать более точные и конкретные рекомендации, т.к. будет видеть неврологический статус ребенка. Из общих рекомендаций могу только сказать следующее: свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).
Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений. Вот некоторые из таких упражнений.
Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:
- округлите губы;
- посылайте воздушные поцелуи;
- почмокайте губами;
- улыбнитесь, а затем надуйте губы;
- проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];
- нахмурьтесь;
- широко откройте рот;
- плотно закройте рот;
- попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;
- оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;
- скажите «мммм»;
- зевайте;
- вздыхайте.
Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.
С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:
- удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;
- попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;
- приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;
- открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;
- перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;
- медленно и старательно оближите языком губы;
- дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.
Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.
Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.
Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.
Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.
В более старшем возрасте можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.
У детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.
Помощь «солнечным детям» в развитии — работа кропотливая и требующая объединенных усилий родителей и специалистов. И чем раньше она начата, тем больше можно будет сделать. Но все усилия того стоят.
Ответ опубликован 13 марта 2016