Консультации / Психология и психиатрия

Самостоятельность у ребенка

Добрый день, светлана анатольевна.. Нашей дочке 2,6 года. Ребенок она хороший, активный, любознательный, практически разговаривает, я в самостоятельности разумной с раннего детства ее никогда не ограничивала. Но в последнее время возникла проблема с этой самой самостоятельностью. Все было хорошо, я делала сначала все с ней, потом постепенно отдаю ей то, что она уже может делать и за нее не делаю (в книге прочитала) и это работало и помогало и ребенок с удовольствием делал, хотел, учился, ей нравилось и многое осваивала по быту,я ее хвалила, да и она всегда что хотела взять сама могла, принести, помочь и т.Д. И на сегодняшний день есть вещи, которые она делает сама (к примеру снимает штанишки перед горшочком). И ребенок концентрировался сразу, если я отвлекала ее внимание на какое-то действие(к примеру одеться), она подходила и помогала мне себя одеть или любое другое действие делать. А сейчас все как-то странно, весь процесс превратился в сплошное напряжение, она с большой неохотой утром мне помогает одеть колготки, носочки, отвлечется несколько раз,взять что-то надо ей, рассказать, или держу кофту перед ней и говорю "помоги мне одеть ее на тебя" и вместе с ней пытаюсь сделать, а она стоит, смотрит, говорить начинает что-то, и потом только делает.Получается, что уже есть действия, которые она может делать, но не хочет или ее надо подталкивать, а новое что-то без особого желания...(Зайдя в туалет стоит думает, возле этого горшка, я потом говорю садись, мы в туалете) т.Е. Вроде условия создаю для того, что бы она училась себя по-тихоньку обслуживать в мелочах, и помогаю и подбадриваю, и в самостоятельности не ограничиваю. .Раньше все само собой получалось, не напряжно, а сейчас... Иногда когда устану, говорю сама одень, ты можешь, но тоже не срабатывает...Мне нужно подталкивать ее, стоять перед ней по минуте, говорить "одеваемся", чтобы она начала мне помогать одевать одежду одну за другой.Или делает, но абы сделать, носочки одевает и кряхтит и мычит (но не от старания как раньше)а от того, что ее этот процесс раздражает. Я не знаю как себя уже с ней вести, как хвалить, что говорить и как приучать (делать все за не я не могу). Просто раньше все было нормально, она концентрировалась, на том, что я говорила сразу, переключалась быстрее, сделает, а потом брала игрушку или еще что-то, а сейчас я уже нервничаю, т.К. Ну не знаю как говорить, (она в своих мыслях). Вроде все делала нормально и я и она, но наверно я где-то перегнула палку может, я не знаю, иначе откуда у дочки такое поведение. Я не хочу сломать ее природное желание быть самостоятельной, но не знаю как ее уже стимулировать и хвалить? И как мне себя вести? Спасибо вам большое заранее.
Здравствуйте!По рассказу чувствуется какая Вы старательная и ответственная мама, возможно дело в разном темпераменте, скорости и повышенном старании, чтобы Ваша дочь "все делала нормально", когда появляются напряжение ,пресс ответственности научить и уходит легкость игры ( через которую спонтанно и со своей скоростью ребенок что-то осваивает) и право, что может быть каждый раз по- разному ,"не правильно " и не так , например тапочек не на ту ногу которую надо или перекрученный колготки- в 2,5 года в них не мудрено запутаться (еще моторика и пространственное мышление формируются). А еще ребенку может не хотеться что-то делать! Да, мамам надо много терпения ,юмора и заботы в этом процессе!А процесс творческий и интересный, а Вы очень чувствительны к состоянию своей дочери и хорошо, когда это творчество и игра могут присутствовать в ежедневных обыденных и важных вещах , которым Вы учите свою дочь.
Спасибо вам большое, но как мне вести себя в моменты ее пространственного поведения, как переключать внимание на себя и чтобы дочка концентрировалась? Правильно ли я делаю, что терпеливо и по-многу раз говорю, подталкиваю, подбадриваю, это даст свои плоды? Или нужна другая тактика моего поведения? Как ее мотивировать, чтобы все для нее не превращалось в противное занятие. Ведь в конце дня и комнату убираем,я не фанат чистоты, но бардак выносить не могу и поэтому вместе с ней убираю ее комнату ежедневно, иногда она сама может все убрать, я просто рядом. Но она не от особого желания все это делает в последние 2 недели. Чего я так добьюсь. Она привыкнет к уборке, если я, практически ежедневно последовательно и доброжелательно буду с ней убирать, постепенно оставляя это на нее? Просто особого желания не вижу в последнее время и не хочу все усугубить. Спасибо большое еще раз.
Если Вы что-то делаете и получаете не тот результат, возможно и правда стоит менять тактику, что еще важно, что Вы общаетесь с дочкой у которой есть свои потребности и желания и она по-разному может их отстаивать, уже рядом, а возможно уже начал проявляться первый период отделения и самоутверждения( 3х лет).
а как мне лучше поменять тактику, что лучше делать, как себя начать иначе вести,исходя из того, что я написала выше, в прежнем письме., в тех конкретных ситуациях...спасибо заранее.
У меня нет конкретных предписаний надо делать то-то или то-то, что важное есть у Вас -это чувствительность к переживаниям и поведению дочери и свой опыт, а также Вы тоже когда-то были в этом возрасте и была рядом мама, проделайте эксперимент -на короткое мгновение став маленькой и почувствуйте как Вам когда с Вами так ... какие ощущения, чувства, желания?В каждой ситуации можно выбирать , опираясь на свои ощущения , чувства, прежний опыт(как детский так и родительский) и конечно же реакцию, темперамент и потребности Вашей дочери.
Консультация психотерапевта на тему «Самостоятельность у ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 14 марта 2016