Консультации / Психология и психиатрия

Самостоятельность у ребенка

Добрый день, светлана михайловна. Нашей дочке 2,6 года. Ребенок она хороший, активный, любознательный, практически разговаривает, я в самостоятельности разумной с раннего детства ее никогда не ограничивала. Но в последнее время возникла проблема с этой самой самостоятельностью. Все было хорошо, я делала сначала все с ней, потом постепенно отдаю ей то, что она уже может делать и за нее не делаю (в книге прочитала) и это работало и помогало и ребенок с удовольствием делал, хотел, учился, ей нравилось и многое осваивала по быту,я ее хвалила, да и она всегда что хотела взять сама могла, принести, помочь и т.Д. И на сегодняшний день есть вещи, которые она делает сама (к примеру снимает штанишки перед горшочком). И ребенок концентрировался сразу, если я отвлекала ее внимание на какое-то действие(к примеру одеться), она подходила и помогала мне себя одеть или любое другое действие делать. А сейчас все как-то странно, весь процесс превратился в сплошное напряжение, она с большой неохотой утром мне помогает одеть колготки, носочки, отвлечется несколько раз,взять что-то надо ей, рассказать, или держу кофту перед ней и говорю "помоги мне одеть ее на тебя" и вместе с ней пытаюсь сделать, а она стоит, смотрит, говорить начинает что-то, и потом только делает.Получается, что уже есть действия, которые она может делать, но не хочет или ее надо подталкивать, а новое что-то без особого желания...(Зайдя в туалет стоит думает, возле этого горшка, я потом говорю садись, мы в туалете) т.Е. Вроде условия создаю для того, что бы она училась себя по-тихоньку обслуживать в мелочах, и помогаю и подбадриваю, и в самостоятельности не ограничиваю. .Раньше все само собой получалось, не напряжно, а сейчас... Иногда когда устану, говорю сама одень, ты можешь, но тоже не срабатывает...Мне нужно подталкивать ее, стоять перед ней по минуте, говорить "одеваемся", чтобы она начала мне помогать одевать одежду одну за другой.Или делает, но абы сделать, носочки одевает и кряхтит и мычит (но не от старания как раньше)а от того, что ее этот процесс раздражает. Я не знаю как себя уже с ней вести, как хвалить, что говорить и как приучать (делать все за не я не могу). Просто раньше все было нормально, она концентрировалась, на том, что я говорила сразу, переключалась быстрее, сделает, а потом брала игрушку или еще что-то, а сейчас я уже нервничаю, т.К. Ну не знаю как говорить, (она в своих мыслях). Вроде все делала нормально и я и она, но наверно я где-то перегнула палку может, я не знаю, иначе откуда у дочки такое поведение. Я не хочу сломать ее природное желание быть самостоятельной, но не знаю как ее уже стимулировать и хвалить? И как мне себя вести? Спасибо вам большое заранее.
Добрый день! Вы правильно отметили, что ребенок испытывал удовольствие от того, что у него получалось успешно освоить новые навыки. Но бесконечно это ведь не длится ( и удовольствие, и одни и те же похвалы:)). Поэтому прежнего интереса нет, это уже "пройденный этап". Это не значит, что теперь Вы будете все делать вместо нее. Просто теперь меняется подход - вместо очередной похвалы - "давай одеваться, ты уже большая и можешь сделать это сама, ну надо же!:)). Учитываем, что у ребенка приходит кризис трех лет, а это и негативизм, и упрямство. Мягко обходим острые углы, можно и помочь немного (завязать шапочку или что-то застегнуть), чтобы ребенок чувствовал Вашу заботы и в этот момент. К сожалению, ребенок не робот:) и всегда действовать так, как нам хочется и без наших усилий и без оговорок, будет не всегда. Рождается личность, а это всегда знак того, что перед Вами уже человечек со своим настроением и желанием. Удачи и терпения, Светлана.
Спасибо большое. Просто она стала очень плохо реагировать на мои просьбы, в том числе и с одеждой. Я понимаю, что есть слово "надо" и к нему она в некоторых моментах привыкшая. Но ощущение полной безинтересности во многих вещах сейчас у нее.Почему? Будто мне нужно за нее одеваться и кушать.Что вот это и откуда,так раньше не было. Я раньше была последовательна в своих требованиях просьбах, все доброжелательно делала, но сейчас если не работают такие методы, как себя вести? Наказывать, но как? Шлепков, углов у нас не было, т.к. не было необходимости. С ней что-то происходит...но что я не понимаю...ребенок перестал меня слышать как раньше. Если мне нужно было что-то я просто подходила к ней и говорила просьбу или говорила что нужно сделать, а сейчас она начинает думать, мяться, "не хочухать" Я понимаю она растет - но как мне на такое ее поведение правильно реагировать? Или я говорю, что надо помыть руки, она "давай залезем на стул и так помоем",но у меня нет возможности сейчас это сделать и моем стоя на полу, так она начинает упрямиться, не дает эти рученки, я стою и говорю что и как мы делаем сейчас и прошу дать руки,через нехочу она это делает. Это простой пример и может быть любая другая ситуация. Как тогда быть: в шутку перевести, в игре все делать (но постоянно все "нехочу" обыгрывать игрой сложно и ненормально) , или спокойно гнуть свою линию объясняя что и зачем мы сейчас делаем? Спасибо большое заранее.
Как раз обыгрывать и упреждать негативизм - наша задача:). Никто не спорит - это очень непросто и трудозатратно). Но это как раз не просто нормально, а необходимо. Ребенок будет больше сопротивляться под прямым давлением. А под "хитрым" - не будет. Если нет возможности выполнить его "условие" или оно неадекватное, предлагаем "иллюзию альтернативы": нам нужно одеться - ты сначала будешь одевать кофту или штаны; мы моем руки, а стульчика нет - сначала эту ручку намылим или другую/похолоднее воду ты сделаешь или погорячее - даем "задачу" и отвлекаем. Удачи.
Консультация психотерапевта на тему «Самостоятельность у ребенка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 12 марта 2016
О консультанте
Подробности

Семейный психолог. 

Телефон для записи: 8 (985) 776-22-00.