анонимно, женщина, 38 лет
Здравствуйте! Хотела бы проконсультироваться по поводу своей дочери, ей сейчас 4 года. Развитие умственное нормальное, даже всегда чуть опережала своих ровесников, говорит начала рано, умная девочка, сообразительная, хорошая память, с логическим мышлением все в порядке, читает, считает и пр. Проблема в эмоциональной сфере. Очень ранимая, нежная, чуть что - слезы. Как мимоза-недотрога. С самого рождения боязливая, очень стеснительная, особенно к незнакомым людям. Когда была совсем маленькая, даже на руки к бабушкам/дедушкам не шла, только к маме или к папе. Когда приходили гости, она пряталась, не заходила в комнату с гостями, могла сказать "не говори, молчи!", Когда к ней обращались кто-то из пришедших, уши закрывала... Я поначалу думала, что это с возрастом пройдет... Но и сейчас привыкает к новым людям очень долго, в новой ситуации зажимается, стесняется, может зареветь... Иногда даже может меня,маму, застесняться, если попрошу что-то спеть, стишок рассказать... Но когда дети, взрослые из категории "незнакомые" переходят в категорию" давние друзья, знакомые" - стеснительность буквально только на одну минуту, потом играет вместе, носится, бесится, разговаривает, танцует и т.Д. Абсолютно нормальный ребенок становится. :-)
Чтобы как -то ее социализировать, снизить такую боязливость, научить находится в окружении деток, взрослых, посещали группы раннего развития (пару раз в неделю), в них занималась только при условии, что мама рядом. В 3,5 года попытались записать поводить дочку в детскую танцевальную группу, там детки все одного с ней возраста, ей очень хотелось танцевать... Сходили один раз - дочка встала в круг, ручки опустила и просто разревелась и в занятии не участвовала естественно. Также очень плохо привыкаем к садику, ходим с 3,9 лет, плачет, с вечера долго в постели ворочается, не может уснуть, беспокойна, когда знает, что с утра в садик. Воспитатели говорят, что в группе быстро успокаивается. Появилась подружка уже, что очень радует. Пару раз на тему садика были истерики с пинаниями, визгами... Понимаю, что адаптация к садику, что перерастет, все пройдет и к садику привыкнет. Но как помочь ребенку в целом, учитывая эти ее психологические моменты? Это же стресс такой для нее - когда новые ситуации, новые люди, как облегчить состояние или что можно сделать, чтобы убрать эту ее боязливость и стеснительность? Видно, что хочет играть, тянется, хочет в компанию к деткам, но сама не может первый шаг сделать, переживает , что ее не зовут играть. Рассказываю, как можно познакомиться, что сказать, как подойти и прочие моменты, но... Спрашиваю ее: ты боишься? Нет, говорит, стесняюсь. Еще заметила, что она "завязана" на оценку себя другими людьми, и не смотря на свою застенчивость, пытается привлечь их внимание, похвастаться -это не так давно стала наблюдать у дочки.
Дочку ведет хороший врач -педиатр (часто болеет простудными заболеваниями; по неврологии никаких нет диагнозов, все чисто), она ,конечно, рекомендовала пропивать курсом детские успокаивающие препараты (гомеопатия, глицин), пропиваем периодически, но дочке , по моему мнению, нужны даже больше не успокоительные, а что-то другое, что поможет ей справится с ее психологическими особенностями. Понимаю, что она - единственный и поздний ребенок в семье, живем троем: пама-мама-дочь, круг общения маленький, все внимание к ней, наверное есть и моя вина в том, что ее характер сформировался по такому типу - есть гиперопека с нашей стороны "осторожно, не упади.. Не бегай.. Аккуратно.. Стой... Не трогай", активность во вне, получается, ограничиваем с самого рождения, но с другой стороны вроде бы и не до крайностей все, если только что-то опасное для жизни: нож взяла, к дороге бежит, с земли что-то подбирает и в рот тащит... В проявлениях любви не стесняемся, обнимаемся, тискаемся, поцелуйчики - недолюбленности быть не должно, отказа ни в чем практически нет (в смысле : новую игрушку? Пожалста! И т.П.) При этом она не капризная совсем, если все же нельзя - настаивать не будет, с ней можно по многим вопросам договориться и объяснения она принимает. Истерики с валянием и визгом были только по поводу сада исключительно. На новогоднем утреннике смогла участвовать только за ручку с мамой, слезы, не танцевала, не участвовала в заданиях (было много взрослых, новая обстановка), потом две ночи спала очень беспокойно, пережевывала, видимо, новую ситуацию, видео с праздника даже не хочет смотреть... Я переживаю, что у нее такое поведение и такой характер окончательно закрепятся, и потом ей будет очень сложно в социуме, не в лесу же живем...Как научить ее адаптироваться быстрее - к людям, к новым ситуациям? Как научить ее большей самостоятельности - ведь абсолютно все уже умеет сама! - Но зубы чистить-с мамой, спать - полежи со мной, кушать - посиди со мной, покорми меня...Одень меня, держи меня. Как срослась со мной. Как помочь ребенку отпочковаться? Если говорю, что "ты уже большая, у тебя самой очень хорошо получается, ты молодец" и не помогаю, сразу слезы, нытье... Мне кажется, что, несмотря на стресс, нельзя ни в коем случае бросать садик, надо как-то приучать ее и водить также на дополнительные занятия - это поможет развить уверенность в себе и прочее. Посоветуйте, может быть нам к психологу пора? Тут тоже сложности - с чужим человеком она даже разговаривать не будет. Нам психиатр при осмотре для садика уже пытался "аутизм" приписать, потому что доча надулась как мышь на крупу и на его вопросы не отвечала. :-)) Я пыталась объяснить, что это ее обычная реакция на незнакомую обстановку и тем более на врачей в халатах, дайте ей привыкнуть, но психиатр оказалась женщиной старой закалки и" нет у меня времени тут с вами рассусоливать!", Пришлось идти к другому врачу:-) честно говоря, я уже в растерянности, с чего и как начать, чтобы дочери помочь, вроде бы многое что перепробовали, но в новых ситуациях реакция одинакова. Или просто оставить ее в покое, принять эти особенности ребенка и пассивно наблюдать - вдруг сама сможет и научится? Буду рада услышать ваши рекомендации. Спасибо!
Отвечает Став Ариель Аркадьевич
детский и подростковый психиатр
Здравствуйте! Обычно говорят "к психиатру пора", а не "к психологу". Психиатр все таки с более запущенными случаями работает. А Вам - действительно к психологу. Тот спектр проблем, который Вы описываете, слава Богу, "не дотягивает" до психиатра. Так что Вам именно к психологу.
анонимно
Да, спасибо, надо все таки обратиться к психологу, это понятно... Но все же хотелось бы услышать конкретных рекомендаций, что можем сделать мы, родители, самостоятельно, тактика поведения? Стоит ли настаивать на посещении кружков или пока еще рано, подождать? Наверняка ведь в вашей практике не один десяток таких малышей были...))
Став Ариель Аркадьевич
Я повторю, если не понятно выразился: есть эмоциональные и поведенческие патологии, которые находятся в ведении психолога. Есть ЗАБОЛЕВАНИЯ психики, находящиеся в компетенции ВРАЧА психиатра.
Проблема Вашего ребенка НЕ ОТНОСИТСЯ к проблемам ПСИХИАТРИЧЕСКОГО характера, а, скорее, к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ. Соответственно, с вопросами о кружках и от тактике поведения Вам следует обратиться к ПСИХОЛОГУ.
Несомненно, такие малыши у меня были. Но любые советы и рекомендации давались мной в комплексе с лекарственными препаратами. Вашему ре, слава Богу, этого не нужно. На сайте консультирует детский психолог, переадресуйте этот вопрос ему.
Ответ опубликован 27 января 2016