Общее недоразвитие речи 2 уровня

анонимно, женщина, 28 лет
Здравствуйте! Подскажите, что нам делать вот с таким заключением, возможно такое вылечить,если да,то с чего начать? "Постепенно аступает в контакт, контакт стабильный. Эмоционально спокоен. Внимание истощается к концу выполнения задания. Темп длительности умеренный. Звукопроизношение нарушено- замены к-т, м-н, т-д, г-д. Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Ограниченные возможности использования предметного словаря,словаря действий, признаков. Затркднено усвоение звуко-слоговой структуры слова. Затруднена смена артикуляционных движений языка. Стертая форма дизартрии. Общее недоразвитие речи 2 уровня р.Р." Мальчику 4 года.

Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Здравствуйте. Прежде всего, это не болезнь. Второе, поправимо! Третье-потребуется большая сила воли и терпение. Четвёртое-без помощи специалистов не обойтись. Если живете в городе, это будет проще. если в небольшом городке или деревне-сложнее, на Вас ляжет вся работа. но раз есть интернет-уже легче. Давайте разбираться, что же такое с ребенком и как помочь. начнем с того, кто и как поставил диагноз? Что было сделано? Какие результаты обследования? Какие особенности развития ребенка? Ну, раз Вы не пишете об этом, буду говорить об общих признаках этого состояния. Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие: 1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. 2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков. 3. Минимальная мозговая дисфункция. Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов; артикуляционного аппарата, выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии: - нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа); - слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа). Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии. - клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), относят к корковой дизартрии; - дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии. При обследовании у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.). Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи. Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.). У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. Это все есть у ребенка? Вы уверены? Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на: - развитие сенсорных функций; - уточнение пространственных представлений; - формирование конструктивного праксиса; - развитие высших корковых функций; - формирование тонких дифференцированных движений рук; - формирование познавательной деятельности; - психологическую подготовку ребенка к обучению в школе. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук. Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников. Теперь понимаете, почему я говорила о том, что ребенку нужна будет помощь специалиста? если есть возможность идти в логопедический садик-не задумывайтесь, только туда! И работа дома-ежесекундная, постоянная...на развитие моторики, дыхания, пальчиковая гимнастика. И все в игре, чтобы не отбить желание у ребенка. Удачи Вам. Если же что-то непонятно, пишите, будем разбираться дальше.

анонимно
Спасибо за ответ! Диагноз нам поставила комиссия созданная в городе для детей с проблемами речи. Сразу после комиссии нас отправили в другой садик в группу для детей с интеллектуальной недостаточностью, там дети некоторые вообще ничего не говорят. В спецсад для детей с нарушением речи не особо хотят брать, говорят если место освободится. Нам посоветовали сьездить в столицу на лазерное лечение. Пошли к терапевту за направлением, она сказала что это не к ней, а к лору. Мне показалось странным обращаться за этим к лору. Вот мы на этом остановились. Скажите в этом случае поможет ли нам лазерное лечение?

Яковлева Зоя Борисовна
Если честно, я не понимаю, о каком лазерном лечении идет речь? Что лечить -то будем? какой орган? от чего? потом, ОНР и интеллектуальная недостаточность это не одно и то же.Да, у детей с нарушением интеллекта бывает ОНР, это понятно, но Вы про интеллект и нарушения ничего не пишете?! для детей с нарушениями речи существуют логопедические сады, для других видов и другие категории садов-для слабослышащих, для слабовидящих, для детей с ЗПР, для детей с умственной отсталостью. Но это уже решение принимается на основе МЕДИЦИНСКОГО, клинического (не поликлинического!!!!) диагноза. Если у Вас есть возможность приехать в Москву, то уж лучше записаться на прием в Институт коррекционной педагогики (ИКП РАО, консультативный центр) или любой такой же центр при МГППУ или МГПУ. А вот так, без обследования, да еще по интернету-понять что же на самом деле и решить судьбу ребенка...Все, что могла, я сказала! Любое решение останется за Вами. По закону педагогический маршрут (сад, школу) у нас выбирает родитель. С учетом рекомендаций. Удачи Вам!

Консультация врача логопеда на тему «Общее недоразвитие речи 2 уровня»дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 26 января 2016
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.