Консультации / Логопедия

Ребенок 2 8 мало говорит

Здравствуйте! Ребенку 2.8 Мальчик, очень мало говорит. Мама, папа, баба, мыло, миньон, сыр, попа, мама моя. Много слов типа бух, ням-ням, ту-ту. Недавно начал говорить первые слоги ко-кот, пу-пульт. Подражает животным, очень многим (ку-ка-ре-ку, иго-го, хрю). Повторяет по настроению, если разбиваю на слоги слова. Например говорю скажи ку- говорит, дальше-ша-говорит, ть-говорит. Я ему получилось -кушать. Кушать он уже не повторяет. Соотносит слова с предметами, показывет где что пальчиком в комнате, на улице, в книжке (одежда, игрушки, мебель,посуда, транспорт и т.Д). Просьбы понимает, выполняет, например, иди принеси из спальни свою кружку, иди выключи в ванной свет. Показывает основные цвета, геометрические фигуры. Повторять пытается только слова, которые ему понравились. Вставляет свои коментарии в сказки, когда рассказываешь, в мультики, причем заранее. Я начинаю идет бычок качается, а он бух-бух. Педиатор и невролог говорят ждать, больше оставлять с бабушками, дедушками, чтоб его не понимали или в сад. Сейчас нет ни той ни другой возможности, сижу в основном одна с ним. Книжки читаем, лепим пластелином, тестом, наклеиваем наклейки, делаем аппликации, рисуем и кисточкой и красками. Любит расстегивать замки, пуговицы, немножко шнурует шнуровку. Очень настырный, если не хочет,не делает(до двух лет не хотел даже сикать в горшок, хотя знал прекрасно, весь зажимался над горшком, терпел, но не писал или с воем, а потом понравилось и в 2 года за две недели стал просится, снимать,одевать штаны, выливать из горшка в унитаз и смывать за собой). Думаю может говорить тоже не хочет, все его устраивает.Подскажите пожалуйста, как еще можно заниматься и стимулировать, чтоб говорил? Все говорят ждите, заговорит, главное все понимает. А я уже устала. Спасибо!
Здравствуйте. В любом случае, если у ребенка возникают проблемы с речью, в первую очередь нужно убедиться в том, что ребенок хорошо слышит. Если реакция на звук нормальная - болезнь ушей как причину речевого расстройства можно исключить. Очень редко, но все же бывает, что причиной "речевой отсталости" становится какая-нибудь болезнь мозга. Даже фоновая неврология может вызвать расстройство речевого центра. Если у ребенка наблюдается что-либо подобное, то нужно лечить основное заболевание - причину затрудненности речи. Обращаться следует к невропатологу, и чем раньше, тем лучше. Если же неговорящий ребенок здоров, все понимает, активно общается с окружающими, узнает близких, то до 3-х лет волноваться не следует. Если он не связывает буквы в слова, а слова - в предложения и после 3-х лет, то, опять же, нужно обращаться к невропатологу. Если ребенок после 3-4-х лет нормально разговаривает, но не произносит отдельных букв, обращаться нужно и к невропатологу, и к логопеду. Затрудненность речи у ребенка может быть вызвана и тем, что с ним просто-напросто мало разговаривают. Если малыша, допустим, воспитывают не склонные к разговорам бабушка и дедушка, то вполне может быть, что в детском саду, в коллективе, ребенок наверстает упущенное, начнет разговаривать нормально. Речевая функция ребенка останется невостребованной, если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях. Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды. Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи. 1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши). 3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.) 4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. 5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются. 7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!". Следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Консультация врача логопеда на тему «Ребенок 2 8 мало говорит» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 19 января 2016
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия