Консультации / Дефектология

Ребенок 2 5 лет не говорит совсем практически нет никаких звуков

Здравствуйте, у меня 3 детей - погодки: 5 лет, 4 года и 2,5. Дети всегда играют вместе, но младший изъясняется только знаками - ведет за руку в нужную комнату, пальцем показывает что хочет, кричит если не получает своего (это практически 80% того, что он издает). На просьбу повторить что-то молчит или кричит. Пыталась играть с ним как-бы в дразнилки с языком или корчить рожицы - только смеется, но за мной не повторяет. Целенаправленных слогов "ма", "па", "на" практически нет. Иногда очень редко гулит по настроению. Иногда бывают слова типа "ляля" или "мама" но очень редко (раз в 2-3 дня, а то и реже). В игры играет с кубиками, любит машинки, очень нравятся активные игры - любитель залезть куда-нибудь, побегать. Но не любит сидеть с книжкой, если я показываю картинки, то после второй страницы выкидывает книгу. Старшие двое в этом возрасте очень любили рассматривать картинки и слушать мои объяснения. Сидели до конца всей книжки, а он не хочет. Невропатолог осматривал ребенка и говорит что все ок, что задержка речи может быть и до 4-х лет. Но мне не хочется ждать 4-х лет. Как я могу разговорить ребенка? Что нужно сделать?
Здравствуйте. Вы не даете никакой информации и здоровье ребенка, только описание его поведения. Этого недостаточно, чтобы понять что такое происходит. если опираться только на Ваши слова, я сказала бы, что это СДВГ. Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них: - СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания. - Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5). - Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ. Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни. Как вести себя дома, если у ребенка СДВГ? 1. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!» 2. Не скупитесь на похвалу. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить». 3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован. 4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня. - Обедайте и ужинайте в одно и то же время. - Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. - Ведите список важных дел. - Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее. 5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны. 6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться. - Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. - Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания. - Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. - При необходимости контролируйте занятия и домашние дела. - Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться. 7. Правильно реагируйте на плохое поведение. -Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. - Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»). - Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. - Не вступайте в споры с ребенком. - Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз. Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения. 8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу. 9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет. Когда нормализуется все это, то и речь появится, как необходимость общения. Но помощь логопеда все равно потребуется, т.к. время становления звуков уходит. Не теряйте его! Обратитесь к хорошему неврологу и все постепенно наладится.
Касательно его здоровья. Я мама - не курю и не пью алкоголь вообще. Беременность протекала нормально, но роды нет. Плод был крупным 4 кг и во время родов выяснилось, что есть обвитие пуповины вокруг шеи (вплоть до последнего узи обвития не было). Из-за обвития, сердце ребенка то хорошо, то плохо прослушивалось. Я рожала в кислородной маске. Может сдвг быть из-за этого? До одного года принимали интенсивные курсы массажа, до и после получали лечение у невропатолога (внутричерепное давление). Потом сказали что все ок и больше принимать лечение не надо. Поведение да отличается от остальных детей (я сравниваю его со старшими в его возрасте и с сверстниками). Ваши советы очень полезны - возьму их на вооружение. Но мне кажется что они больше рассчитаны на детей старшего возраста или для детей которые уже хоть как-то говорят. Мой не говорит совсем. Не могли бы вы дать совет конкретно для маленького ребенка.
У ребенка достаточно оснований для задержки речи.Но что случилось-то случилось. Проверьте слух у врача, Вам может казаться, что все хорошо, а слуховой порог снижен. Проконтролируйте свое поведение и поведение старших детей-не стараетесь ли выполнить просьбы младшего "на опережение", лишь бы не плакал! Тогда зачем разговаривать, если все угадывают его желания? Больше разговаривайте с ребенком, просто как акын-о чем вижу-о том пою. Но так, чтобы ребенок видел Ваше лицо, старался что-то ответить! Просите повторить и ждите, ласково подбодряя его.Только все в игре, спокойно, не требуя! До 3 лет логопедическая работа-это мамина работа! Как поют птички, как гудит поезд, как капает дождик, как стучит молоток, кричит сова и т.д. Удачи.
Консультация врачей дефектологов на тему «Ребенок 2 5 лет не говорит совсем практически нет никаких звуков» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 15 января 2016
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия