Консультации / Дефектология

Ребенок 3 года не понятно говорит

Добрый день! Моей дочке 3 года, не выговаривает буквы/звуки...Говорит очень много и грамматически правильно, но понять ее очень сложно...Не выговаривает: 1) букву "р" и "л" 2) шипащие заменяет свистящими (например: шарик - сяик, чашка - тяська, жаба-зяба, щука- сюка) но как я поняла из просторов интернета первые два пункта до 4,5 лет допустимы. Меня больше волнуют следующие пункты.. 4) Вместо буквы "ы" произносит "и" ( мы-ми, ты- ти, прыг - пик) 5) не выговаривает звук "й" , в середине слова пропускает (пойдем - падем) , а в начале слова заменяет на что-то похожее на "ль" (например: я-ля, ё- лё, юла - люля) 6) пропускает согласные, когда они стоят в слове подряд ( снег- сек, всем - сем, вместе - мете, сказка - кака) 7) смягчает согласные - ("нет" говорит "неть", "два" - "дьва") и еще заменяет буквы, которые выговаривает другими буквами , например букву "х" обычно выговаривает, но слово"хватит" - говорит "фатить".. 6 Пункт я постоянно пытаюсь поправлять самостоятельно, и когда она контролирует себя у нее получается , например слово "снег" она может выговорить, когда контролирует себя, а в свободной речи снова говорит неправильно "сек" ..Слова "тогда" говорит "тага" , а когда контролирует себя говорит "так-да" с остановкой , и многие слова с двумя согласными подряд , когда контролирует себя, говорит с остановкой.. Может быть я зря ее так учу? Не делаю ли я хуже, а то прочитала, что с такими остановками в словах нужна помощь логопеда, а я сама получается так учу ее говорить...Подскажите, пожалуйста, по нашей ситуации, требуется ли нам помощь специалиста, или такая речь в нашем возрасте считается нормой?! Или какие-то определенные пункты уже сейчас требуют коррекции?! Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте! Можно ли ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе. Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса. В работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание: «кошка сердится», «катушка», «горка». Упражнение «Киска сердится» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. Упражнение «Катушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны. Упражнение «Горка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. А вообще, лучше все это делать под контролем логопеда, т.к. многие упражнения делаются при помощи зонда или шпателя. Учите с дочкой стихи, потешки, стимулируйте ее к разговору, показывайте как правильно звучит слово, развивайте пальчики - все это не проходит бесследно, все поможет. Но контроль логопеда нужен! Удачи!
Консультация врачей дефектологов на тему «Ребенок 3 года не понятно говорит» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 25 декабря 2015
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия