Консультации / Дефектология

Дизартрия

Здравствуйте.Моему ребенку 4 года 3 мес.У него невнятная речь.Он пропускает буквы,не произносит "р","ш","щ".Еще заменяет буквы,например:"твоя",он говорит "коя".Но когдя я прошу сказать правильно,он говорит четко "твоя".Или например смотрит мультик,там девочка убегает от привидения,мой сынок говорит:"мам,она боится привиденева."Еще он говорит быстро (но мой муж,его отец,тоже быстро говорит.)Сегодня на приеме логопед поставила диагноз дизартрия.Она попросила ребенка повторить за ней слова.Я посчитала,7 слов.Ребенок повторял,но стеснялся и говорил тихо.Ну и конечно не произносил те звуки,которые он не умеет произносить.Потом она попросила его сказать,сколько у него ушей.Он сказал:"у меня два ух".Потом два ног.И все,больше логопед ничего не спросила.Не проверяла его речевой аппарат.Язык мы не высовывали и т.Д.Сразу поставила такой диагноз.Правильно ли это?Беременность протекала без осложнений,роды тоже.Травм у ребенка не было.Узи головного мозга делали в возрасте 10 мес,и ничего не было.Я не курю.Мой муж шипилявит.Может ли быть,что это передалось ребенку?И достаточно ли логопеду двух предложений,для постановки такого диагноза?Спасибо.
Здравствуйте! Основными симптомами дизартрии выступают: 1.Нарушение артикуляционной моторики: •спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ; •гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией (слюнотечением), несмыканием губ, назализацией голоса; 2.Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. 3.Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос. Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи. В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог. Наиболее значимыми обследованиями являются: 1.электроэнцефалография; 2.электронейрография; 3.электромиография; 4.трансканальная магнитная стимуляция; 5.МРТ головного мозга. Логопедическое обследование детей с дизартрией включает: •оценку речевых нарушений – анамнез речевого развития, исследование звукопроизношения, ритма, темпа, разборчивости речи, фонематического восприятия, объема словарного запаса; •оценку неречевых нарушений – особенности строения речевого аппарата, объем речевых движений, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания; •исследование письменной и устной речи. Логопедическая работа Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и рекомендованный план коррекции дефекта. В большинстве случаев в речевой карте описываются упражнения на: •развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, гимнастика; •развитие артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж; •развитие речевого и физиологического дыхания — дыхательная гимнастика; •коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения; •формирование выразительности речи; •развитие речевой коммуникации. В основе медикаментозного лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов (назначает врач). Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции. При лечении нарушений речи также используются: •точечный массаж; •ЛФК; •лечебные ванны; •механотерапия; •физиотерапия; •гирудотерапия; •иглоукалывание; •изотерапия; •пескотерапия; •дельфинотерапия. 3.Лечение дизартрии в домашних условиях Дизартрию у детей можно лечить в домашних условиях после консультации невролога и логопеда. Для развития и коррекции речи в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики: 1.Гимнастика для щек и губ: •надуть губы и щеки; •надуть щеки поочередно; •втянуть щеки (между зубов); •сымитировать сосательные движения; •вибрация губами. 2.Гимнастика для нижней челюсти: •открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами; •прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу. 3.Гимнастика для языка: •облизывание губ; •упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки. Вам нужно посетить невролога, самой посмотреть за поведением ребенка и начинать работать над коррекцией проблемы! Удачи!
Консультация врачей дефектологов на тему «Дизартрия» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специализация
Дефектология, Логопедия
Задать вопрос