Консультации / Психология и психиатрия

До сих пор нет указательного жеста

Добрый день! Моей дочке год и семь месяцев, но она до сих пор пальчиком ничего и никого не показывает, команды выполняет ооооочень редко (из 50 дай бог одну). Но при этом она очень веселая, общительная. Меня, как маму, больше других балует своими улыбками, предпочитает играть именно со мной. Папу тоже очень любит, бабушку. Правда также не говорит до сих пор даже "мама", лепечет на своем тарабарском на разные слоги (в этих слогах употребляет практически все звуки). В играх очень смышленая: рано стала разбирать и собирать пирамидку, строит башенки высокие из кубиков, запускает юлу, собирает матрешку - да много чего умеет. Любит в разные коробочки складывать что-то, потом снова вынимать всё. Если ей что-то нужно берет за руку и ведет к нужному ей месту. Когда ей книжку показываешь, берет мою руку и кладет её на страницы, чтобы я ей все показывала, а сама ни-ни. Чужих не боится, смотрит в глаза, понимает слово "нельзя". Но этот указательный жест мне покоя не дает... Неужели это признак страшного диагноза, аутизма, например?
Здравствуйте! Отсутствие указательного жеста действительно частый симптом при аутизме, но главным образом потому, что он служит неким маркером, что ребенок вступает в невербальную коммуникацию с другим человеком. То есть, если Ваша дочка смотрит на Вас с желанием что-то получить, или когда-то Вы ей что-то не даете; если она мотает головой да и нет; если она распознает Вашу мимику и сама "корчит рожицы", то есть, если есть та самая невербальная, но доступная есть коммуникация - значит, вероятность РАС небольшая. Меня больше беспокоит, что она не понимает команды. Возможно, это проявления характера, но возможно и нарушение понимания речи. Необходимо проверить ее слух, после чего постарайтесь в игровой форме проверить понимание речи. Можно сказать "подойди ко мне, возьми носочки", и если не подойдет, сказать "подойди ко мне, возьми конфету" - и посмотреть, будет ли реагировать на конфету. Проведите несколько таких тестов, и поймете, она не хочет понимать или действительно не понимает. Понимание речи не всегда нарушается при снижении слуха. Часто это бывает следствием несформированности определенных структур головного мозга. Если переживаете из-за аутизма, пройдите простой тест http://аутизм-тест.рф/test. Всего самого доброго!»
Она понимает команды, когда ей это нужно. Например, ей понравилось, как я изображаю мурчание кота, когда она гладит игрушку, и теперь, когда я прошу "погладь кису", она подходит и гладит игрушку. Говоришь ей "нельзя" она тоже реагирует: либо перестает это делать, либо, если уж очень хочется, начинает капризничать. Были как-то на приеме у невролога, она по просьбе врача отнесла игрушку папе. То есть видно, что понимает, но выполняет редко. Слух 100% отличный. На что нам стоит обратить внимание?
Здравствуйте! Для начала нужно определиться, чего мы хотим от ребенка. Если хотим, чтобы она выполняла команды и при этом она просьбы или игнорирует, или отказывается выполнять - значит, нужно делать это только в игре, чтобы ей это было интересно. Если хотим развивать ее речь - значит, нам нужно вызывать у нее звукоподражание, опять же через игру. Занимайтесь с ней пальчиковыми играми, где движения пальчиков сопровождаются стишками. Пойте песни, давая ей возможность окончить строчку. Например, Вы поете - "я на солнышке..." и делаете паузу, ожидая от нее слова "лежу". Если не говорит, пропойте это слово сами. Я думаю что ей будут очень полезны занятия с логопедом-дефектологом и психологом. Если есть вопросы - пишите!
Консультация психотерапевта на тему «До сих пор нет указательного жеста» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 7 июля 2015
О консультанте
Сайт
Подробности

Клинический психолог, детский нейропсихолог. Специалист по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) для детей с нарушениями в развитии.

Телефон для записи: 8-925-369-91-77.