анонимно
Здравствуйте, Александр Владимирович! Нашему сыну Владимиру 11 лет, учится в 5 классе. С самого начала учеба давалось с трудом, ребенок испытывал трудности с концентрацией внимания. Уроки делали совместно с ним и зачастую мне самой приходилось вместо учителя обяснять ему новые темы. В 5 классе добавились проблемы общения со сверстниками. Так как ребенок смуглый и темноволосый начали дразнить его чуркой и другими похожими словами. Всегда открытый и жизнерадостный ребенок замкнулся, озлобился, часто стал срывать зло на младшем брате (6 лет). Учиться перестал совсем, демонстративно не записывает домашние задания, хотя знает, что вечером отец будет звонить одноклассникам и узнает все, что задали. На уроках просто сидит и ничего не делает. Может весь урок играть ручкой, карандашом или чем-то еще, не обращая внимания на учителя и тему урока. Школа наша с углубленным изучением отдельных предметов. Пыталась обратиться за помощью к администрации школы. У них ответ один: советуем сменить школу. Я пониманию, что для школы это лучший и самый простой выход из сложившейся ситуации, но что будет с ребенком, если в новом коллективе отношения со сверстниками тоже не заладятся + его проблемы с успеваемотью. С другой стороны понимаю, что и углубленное это изучение ему и не надо. Как ни крути выше возможностей не прыгнешь. Сама знаю все его возможности, вместе с ним учусь с 1 класса. Пробовали дать самостоятельность в учебе, ослабить контроль. В результате две двойки в четверти. Что делать дальше? Тупик.
Отвечает Кузнецов Александр Владимирович
психолог
Здравствуйте, Ольга! Проблема сложная, но не тупик.
Первым делом выслушайте сына. Это не так легко как кажется на первый взгляд. Выбирите время, когда у него хорошее настроение, например, пойдите куда-нибудь поразвлечься вместе. Скажите ему, что вы очень любите его и предлагаете ему вместе подумать и найти решение. Как на его взляд лучше поступить? Дальше рот на замок, понимающе кивайте и задавайте уточняющие вопросы: "если я тебя правильно поняла, ты имеешь в виду ...". Не критикуйте. Чтобы он не предложил, говорите, что здесь есть рациональное зерно. Слушайте, слушайте молча, без оценок. Главное здесь - чтобы он почувтсвовал, что вы его поняли, а не просто, как обычно, принуждаете его к определенным действиям. Расслабьтесь и почувтсвуйте что на душе у сына. Далее, скажите ему, что он классный парень, что вы верите в него, что у него все получится и вы справитесь со всеми проблемами. В этот момент обычно происходит чудо - самооценка и самоуважение человека взлетают вверх, а именно они и определяют успехи ребенка в учебе и общении.
Затем, научите ребенка противостоять прессингу со стороны сверстников. Главное правило - отвечать с уверенной улыбкой, глядя в глаза обидчику, стоя выпрямивышись, расправив плечи. Разучите и порепитируйте вместе с ним такие ответы на обзывательства: "Я занаю, что ты не так глуп, как хочешь показаться на первый взгляд. Интересно, зачем ты это делаешь?" или "Да, у меня темная кожа,.. и мне это нравится!" или "Пойдем рассажешь об этом по-подробнее моим друзьям, они очень просили". Друг (еще лучше - несколько) - это старшеклассники, которых вы попросили взять шевство над ребенком. Выбирайте общительных отличников, пользующихся популяностью у сверстников. Если у вас получится - заодно решите и проблему с успеваемостью: сын будет их копировать и вы не узнаете его через пару месяцев.
Мораль: постарайтесь понять ребенка и что-то предпринять ВМЕСТЕ.
Смотрите также Ленту моих ежедневных Советов на Doktorpapa.ru или подпишитесь на нее (нажмите на сайте кнопку RSS).
Удачи Вам и терпения. DoctorPapa.ru
Ответ опубликован 22 марта 2009