анонимно
Дочери 1 год 10 мес. Она не разговаривает, почему?
Отвечает Наталичева Татьяна Алексеевна
Педагог-психолог дошкольного образования и раннего развития, леготекарь
Дорогая Ангелина!
Вы абсолютно верно делаете, что тревожитесь за свою дочку, однако, могу предположить, что тревоги слегка преждевременны. Темпы речевого развития у маленьких детей крайне индивидуальны. Кто-то учится говорить постепенно, а кто-то долго "молчит", набирается пассивном словарем и после 2 лет сразу выдает маме шарады из нескольких сотен слов.
В любом случае причин "молчания" в раннем возрасте может быть множество. Одной из причин «молчания» ребенка является отсутствие потребности в речи. Если малыш чего – то хочет, он просто показывает на этот предмет пальчиком и «мычит». Как правило, большинство родителей выполняют «просьбу» малыша. В этом случае слова и фразы не нужны ребенку, его и так поймут.
Дети начинают поздно говорить и в том случае, если в семье говорят на двух (а иногда и более!) языках. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный. Очень часто в двуязычных семьях у детей наблюдается нарушение речевого развития.
Как вовремя определить, что малышу необходима помощь специалиста? На что стоит обратить внимание?
До 1 года
• У ребенка имеются особенности строения органов речи: расщелина губы и неба.
• Нарушения мышечного тонуса (мышцы напряжены или, наоборот, вялые) и двигательного развития.
От 1 года до 2 лет
• У ребенка не появилось ни одного осмысленного слова;
• Малыш не понимает Ваших просьб, не реагирует на собственное имя;
• Ребенок не использует в общении мимику и жесты;
• Ребенок плохо понимает речь, если не видит Ваших губ.
• Речь ребенка имеет «гнусавый» оттенок.
Во всех этих случаях лучше обратиться к логопеду – специалисту по нарушениям речи у детей. Но сами родители тоже могут повлиять на развитие речи ребенка, выполняя следующие рекомендации:
• Наличие эмоционального контакта с мамой.
• Разговаривайте с ребенком медленно и четко, это позволит ему «переработать» услышанную информацию; говорите достаточно громко, следя за правильностью своего произношения.
• С малышом лучше говорить о том, что происходит «здесь и сейчас»: птичка полетела, машина поехала и т.д.
• Показывайте ребенку способы взаимодействия с окружающими при помощи речи: просим – «Дай!», прощаемся – «Пока!», благодарим - «Спасибо!».
• Жесты являются дополнением нашей речи.
• С 6 месяцев читайте ребенку книжки, показывая ему картинки;
• Пойте песенки, рассказывайте детские стихи и потешки, поощряйте малыша подпевать Вам, подсказывать, тем самым запоминая новые слова.
• «Корчите» вместе с ребенком рожицы перед зеркалом: надувайте щечки, облизывайте губки, цокайте, как лошадка, улыбайтесь – все это способствует развитию мимических мышц, мышц язычка.
• Не стоит перегружать ребенка сложными словами и фразами, говорить с детьми нужно просто, на доступном для них языке.
• Поощряйте активность ребенка, помните, что излишняя опека тормозит развитие малыша.
Если же у Вас всё равно останутся вопросы - то приглашаем Вас в наш детский клуб "Пампа Грин" на занятия ранним развитием. При смене развивающей среды речь ребенка развивается более быстрыми темпами.
С уважением,
Ваш психолог Татьяна
Ответ опубликован 17 января 2012