анонимно
Всем здравствуйте!!! Помогите, пожалуйста, нам в нашей проблеме. У нас дочка пошла в этом году в первый класс. Уроки делаем с охотой, ходим в школу на доп. занятия с радостью. Но вот проблема: когда утром привожу в школу - начинает плакать. НЕ может преодолеть психологический барьер расставания со мной, мамой. Заходит в класс, доходит до парты и выбегает со слезами. Начинаю успокаивать. Так может быть несколько раз. Учителю это тоже уже надоело, говорит: "Сколько можно? НЕ детский сад ведь?" Папа водить не может, уезжает рано на работу. Пробовали, чтобы водил старший сын (учится в 3 классе), реакция та же - слезы. Второй месяц уж мучаемся. Что делать? Помогите!
Отвечает Курильченко Наталья Николаевна
психолог, семейный психотерапевт
Здравствуйте, Евгения.
Вы описываете синдром как поведение. Поверьте - поведение вашей девочки - это лишь сигнал, который виден всем взрослым - "Помогите, мне плохо!". Тут-то и начинается самое сложное. Под ним может скрываться все, что угодно вплоть до глубокой невротизации ребенка. Вы пишите: "НЕ может преодолеть психологический барьер расставания со мной". Вывод ,который вы сделали подтвержден специалистами, или вы так думаете на основании ее ответов после обсуждения с ней проблемы? Ребенок в таком возрасте вряд ли способен выразить и осознать свою проблематику. Проблема - отрыва от матери или проблема сеперации- индивидуации (если все же это она) имеет глубокие бессознательные корни, прежде всего у матери. Ребенок является ее носителем как проекции материнских неосознаваемых страхов, заражаясь ими, присваивая и невротизируясь в свою очередь. Плюс средовое влияние не самое комфортное - мы учителей не выбираем, как и мам. Ваша девочка гиперчувствительна, эмоционально лабильна? Каковы возможности и процессы ее устанавливающейся самооценки в новом периоде жизни? Как устойчива она к неожиданным, падающим как с неба, проблемам-фрустрациям и какие возможности имеет ,чтобы с ними справляться? Это тот минимум вопросов ,на который вы должны уметь отвечать про нее и про ее реакции, прежде чем сделать правильный вывод и корригировать ее состояние - поведение. Несмотря ни на что ребенок имеет страх. Детский страх при условии его длительности и устойчивости - это невроз. Попробуйте договориться с современной учительницей-она у вас такая - не сомневайтесь! о поступенной адаптации вашей дочки к школе. Это когда вы остаетесь с ней на уроках и переменах до поры, пока ОНА САМА НЕ СКАЖЕТ:"ВСЕ ,МАМА - ИДИ,Я ОСТАНУСЬ!" И так с постепенным уменьшение времени вашего нахождения в школе-классе. Сидеть лучше сначала рядом на парте, потом сзади .Если ребенок согласиться, т о и сразу сзади. Для того ,чтобы не напрягать учителя, они очень неприязненно воспринимают процесс появления другого взрослого на уроках (правда не все),вы можете в это время заняться своим делом - планировать семейный бюджет, читать литературу по психологии детства и пр. А если учитель разрешит, то поучиться у нее ее приемам объяснения материала и контроля его усвоения, что очень полезно, так как вы дома сможете преемственно помогать своей дочурке. Вашему ребенку должно быть разрешено встать и подойти к вам если ей это потребуется, прислониться, что-то шепнуть, просто посмотреть в глаза - то есть получить тепло матери - и сесть тихо на место, продолжить заниматься. Если у ребенка временное напряжение и невысокий порог фрустрации через недельку вторую все станет на место. Ну а если как ком и в этом случае будут нарастать разные поведенческие и эмоциональные реакции у ребенка - обратитесь к детскому психологу - психотерапевту, заявите проблему школьному психологу (это нужно сделать уже сейчас),или обратитесь в клинику, где есть клинический психолог, владеющий методами коррекции при невротических нарушениях.
Ваша Наталья Николаевна.
Ответ опубликован 9 октября 2012