анонимно
Анна Викторовна, скажите пожалуйста, если ребенок во 2 классе зеркально пишет буквы и цифры, о чем это говорит? В чтении тоже у нас проблемы - дочка читает плохо, медленно, поэтому отказывается читать вообще. Что с этим делать? Есть какие-то специальные задания, подскажите? А еще она никак не может понять время на часах, посоветуйте как ее научить. Объясняю про стрелки большую и маленькую, вроде понимает все, но путает. Путает где часы и где минуты. Какие-то есть задания может? Спасибо большое!
Отвечает Никитина Анна Викторовна
детский нейропсихолог
Екатерина,в первую очередь хочу отметить, что по двум-трем симптомам в нейропсихологии диагноз не ставится, для этого необходимо комплексное обследование всех высших психических функций. Но смею предположить, что в вашем случае зеркальное письмо и трудности при определении времени на часах – это две стороны одного и того же симптома, а именно – несформированности пространственных представлений. Вы не указали, какие именно возникают трудности при чтении, но по всей видимости механизм тот же. Очень важно решать проблему комплексно. Занятия по формированию пространственных представлений строятся следующим образом – сначала необходимо удостовериться, что ребенок ориентируется в окружающем пространстве, в своем теле (не путает право - лево, правую - левую руку), понимает пространственное расположение предметов относительно друг друга (карандаш слева от книги), и только после этого можно переходить к ориентировке на листе бумаги, постепенно подходя к буквам и цифрам. Начинать коррекционную работу непосредственно с букв и цифр равносильно строительству дома на плохом фундаменте. Для того, чтобы закрепить представления о правильном написании букв и цифр, постарайтесь проработать , проиграть каждую букву, задействуя как можно больше анализаторов. Например, можно выделить все буквы, которые смотрят направо, и составить веселый рассказ таким образом : БВГЕК…. Бродил Веселый Гном. Едва Кашлянул... Можно рисовать каждую "проблемную" букву большой и маленькой, на песке и на руке (палочкой, пальцем), лепить ее. Или рисуете букву Б в виде Барсука, который смотрит вправо. Есть еще рисование перед зеркалом, и масса других способов, которые вы легко найдете в интернете.
Что касается проработки времени на часах, здесь тот же принцип – от ощущения себя в пространстве (только теперь – временном), до понимания циферблата. Ориентируется ли ваша дочь во временах года, месяцах? Может ли перечислить дни недели в обратном порядке? Есть всевозможные пространственные схемы и диктанты, проработайте их с ней (они есть в книге А.В.Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, или напишите мне на почту a-v-n-@mail.ru, я вам вышлю образцы заданий). При работе с часами очень рекомендую изображать часы на себе – т.е. ваша дочь – это часики, над головой – 12:00, в ногах – 18:00, руки – это две стрелки и т.д. Пусть показывает как проходит круг часовая, а как – минутная стрелка. И только потом переходите к рисованию циферблата на листе бумаги. Побольше фантазии, игры – и все получится!
И все же для более точной диагностики и проведении коррекционных занятий настоятельно рекомендую показать вашу дочь нейропсихологу.
Ответ опубликован 12 октября 2012