анонимно
Сыну 11 лет, предполагаем наличие аутистических черт, как таковой диагноз нам не ставят, ходим к психотерапевту, пишет в карточке, что у ребёнка расстройство социальной адаптации, и на словах говорит, что такой диагноз ставят психиатры, а психотерапевт не имеет права. К психиатру тоже ходим на приём 2 раза в год, но там нам только назначают лекарства типа пантогама или кавинтона или винпоцетина. Эти лекарства нас сопровождают с 2 лет, когда невролог поставил диагноз "гипертензия". Нам больше нужны не лекарства (хотя их аккуратно принимаем), а советы, КАК работать с таким ребёнком.
Лично я вижу, что у ребёнка есть аутистические черты, многим вещам очень долго учились, поскольку обычные дети учатся просто наблюдая за другими людьми, а моему сыну приходилось иногда годами, с бесконечным терпением, рассказывать, объяснять, что, к примеру, надо идти по правой стороне, а не сквозь людей.
Конечно, мальчик сложный, я много с ним работаю, лечимся, беседуем, он учится в обычной школе, посещает занятия в бассейне 6 раз в неделю (это было очень сложно организовать, но ребёнку это помогает).
Есть проблемы с одноклассниками, они же видят, что он немножко странный, доводят. Да и сам Серёжа переживает, говорит: "я не такой, как все", пытаюсь уточнить - в чём не такой, плачет и не может объяснить.
В связи с этим, вопрос у меня такой: как сказать ребёнку о его особенности? Как сказать об этом учительнице, одноклассникам?
насчёт одноклассников я не уверена, что им нужно знать, а вот учительница у нас понимающая, адекватная, ей эта информация только поможет в работе.
Я боюсь сказать ребёнку неправильно, он начнёт отрицать свои особенности или замкнётся, а цель вообще помочь ему узнать о своих особенностях и как с ними жить.
Я понимаю, об этом окружающим не всегда нужно знать,
Отвечает Курильченко Наталья Николаевна
психолог, семейный психотерапевт
Ваше письмо не дает целостной картины о вашем мальчике. Думается,что Вы сами не готовы к такого рода объяснениям,или не вполне понимаете что хотите объяснить и зачем. Если учитель будет знать: о чем - об аутистических чертах?- и что - она станет преподносить ему материал в специальных знаковых процессах? Боюсь что нет - так как такие программы ,несмотря на провозглашенную инклюзию в образовании, отсутствуют. Объяснять детям- что? что они все разные? Разговором тут не поможешь.Нужна долгая и кропотливая работа в классе психолога-специалиста по подростковой толлерантности в групповых процессах. Ну а с ребенком же работает психотерапевт...должны быть какие-то задачи ,типа той ,о которой вы пишете ,выставлены перед ним. И Вам надо психотерапию обязательно.
Успехов,ваша Наталья Николаевна.
Ответ опубликован 28 ноября 2012