Двуязычие или проблема с речью

анонимно
Здравствуйте! Сыну 3,5 года. Растет в смешанной семье, я говорю только на рус.яз, папа и все вокруг-на кор.яз. Говорить стал резко в 2 года и 8 мес. до этого были только отдельные слова, очень мало, и звуки. Понимал меня полностью, с кор.яз. было сложнее, тк в дом.условиях в осн быал рус.речь, мультики, тв. на кор.яз.соответсвенно общался оч.мало, муж был и есть постоянно занят, а выходные максимум мог бросить 2-3 фразы, которые ребенок и знал. Читала и выслушала много про билингвизм, но вот сомневаюсь, связано ли наше отставание речи с двуязычием. и в связи с этим, чем нам можно конкретно помочь. Дело в том, что здесь найти опытного и профессионального психолога или логопеда фантастически сложно, тк с понятием билингвизм местная педагогика-психология-медицина столкнулась совсем недавно. Из знакомых, кто воспитывает деток по принципу один родитель-один язык, у нас почти равное развитие. Но по сравнению со сверстниками (говорящими на одном языке) отставание в речи значительное. Говорить исключительно на корейском языке, как советуют местные логопеды, я не хочу-тк сама владею кор.яз.на уровне начального. Но хотелось бы помочь ребенку адаптироваться в обществе. мы уже второй год ходим в сад, сменили 2 садика (из-за переезда) и везде ситуация была одинакова-сын ведет себя абсолютно пассивно, не отвечает на вопросы, не спрашивает ничего сам, играется сам на сам в лучшем случае, обычно же тихо сидит там, где посадят. Дело в том, что в 1.5 года родилась сестренка, я, как ни старалась, упустила то время и ребенок получил на мой взгляд психологич. стресс, в результате чего стал замкнутым, необщительным. Кроме того, заметила, что муж постоянно срывается на сыне, особенно в конфликтных ситуациях с мл.сестренкой, попытки ребенка вести беседу никогда не поддерживает, ссылаясь на усталость или непонимание. Я по образованию не психолог, но боюсь, что все эти "особенности" воспитания и развития как раз в оснвоном и влияют на речь ребенка. Что можно сделать в нашем случае? Беседы с мужем проводятся неоднкоратно. К слову, у младшей дочери -ей 1 год и 9 мес, уже появляются короткие предложения из 2 слов на обоих языках. Муж с ней играется чаще и беседует, кроме того и брат постоянно с ней общается, как может. По сравнению со сверстниками, ни о каком отставании речи у дочери и речи быть не может. Хотелось бы чтоб и у сына никаких проблем не было. Спасибо!

Отвечает Сопун Светлана Михайловна
семейный психолог
Добрый день! Не стоит сразу говорить об отставании в речевом развитии. В случае билингвизма детям часто сложнее развивать речь, чем в обычных условиях. Ваш мальчик начал, как Вы заметили, резко разговаривать - это как раз признак того, что сначала накопились знания и возможности мозга развились достаточно, чтобы "стартануть" с речью. Так, скорее всего, и с двумя языками сейчас - ребенок "выжидает", копит информацию и "количество", а затем начнется "качество", то есть в какой-то момент в течение ближайшего года Вы заметите, что все само собой образовалось: не забывайте, что развитие мозга происходит неравномерно и как раз "скачками". Главное сейчас- поддержать и укрепить самооценку сына, все время подчеркивать его успехи в общении, а "неудачи" пропускать мимо. Не стоит так строго оценивать свое поведение в то время, когда родилась дочь - мы все не можем быть идеальными и делаем что-то не так, как хотелось бы. Сконцентрируйтесь на сегодняшнем дне и постарайтесь помочь Вашим мужчинам объединиться. Удачи! Светлана.

Консультация психотерапевта на тему «Двуязычие или проблема с речью »дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
Ответ опубликован 6 июня 2013
Информация предоставляется в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.